Симфонический оркестр Татарстана представил новый проект
В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошёл первый концерт нового проекта Государственного академического симфонического оркестра Татарстана и Александра Сладковского «Солисты ГАСО РТ приглашают». Культурный обозреватель «Казанского репортёра» узнал о нём то, о чём не сообщали афиши.
С афиши, на которой крупно начертаны название проекта, дирижёр этого вечера, полное наименование оркестра и громкое имя его предводителя, пристально-испытующе смотрит художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский. Куда так пытливо всматривается создатель этого проекта и почему сам не встал за дирижёрский пульт?
– Всё имеет свои стадии развития, – улыбается Александр Витальевич. – Мы начинали с того, что тринадцать лет учились играть вместе. Теперь оркестр в такой прекрасной форме, что каждый концертмейстер – солист очень высокого уровня. Любой солист мечтает играть не только в оркестре, но и с оркестром. Это высший пилотаж. Поэтому мы решили попробовать показать то, что мы можем делать как элита исполнительского искусства. Посмотрим, будет ли это иметь успех, будет ли это интересно публике. И совсем не обязательно, что я должен быть в это время за дирижёрским пультом.
Китаянка Лю Тинтин, поднявшаяся на дирижёрский подиум, учится в аспирантуре на кафедре оперно-симфонического дирижирования Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова. Её профессор, народный артист России и Татарстана Александр Сладковский говорит о ней как об одной из самых перспективных учениц.
– Она очень способная девочка, – уточняет Александр Витальевич. – Мы даём ей возможность развиваться. Любому студенту нужна практика. Она какие-то программы готовит на репетиции с оркестром, а сегодня она выйдет в качестве дирижёра. А Лю Тинтин по-настоящему хочет стать дирижёром, насколько я понимаю: она изучает репертуар, она постоянно с партитурами, она постоянно на репетициях, она постоянно задаёт вопросы, и это сильно отличает её от других.
Лю Тинтин – лауреат международных конкурсов, увлекается фортепиано и обладает невероятной техникой и мышлением. Гибкая, хрупкая, миниатюрная, она парила над дирижёрским подиумом, словно исполняя старинный китайский танец.
Экскурс в историю оркестра, его инструментов и в смысловую сущность каждого исполняемого произведения, как всегда, остался за музыковедом, кандидатом искусствоведения, преподавателем кафедры теории и истории исполнительского искусства, музыкальной критики и медиатехнологий Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова Александрой Нагорновой.
– Я себя тоже считаю солистом оркестра, – признаётся Александра Михайловна. – Потому что мой голос сопровождает концертные проекты Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан вот уже двенадцать счастливых лет.
Она не просто «озвучка» интересных фактов, но и сценарист и ведущая, обладающая блистательной эрудицией и неповторимым шармом, ряда образовательных проектов Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, завоевавших сердца не только детской аудитории, но и их родителей. Без её элегантно-безупречного, высокопрофессионального, содержательного рассказа уже не мыслится ни одно эталонное выступление оркестра.
Программа первого концерта цикла «Солисты ГАСО РТ приглашают» оказалась весьма и весьма разнообразной – от Франца Данци и Антонина Дворжака до Клода Боллинга и Минору Мики.
– Каждый музыкант предложил сочинение, которое он хотел бы исполнить, – раскрывает концепцию проекта Александр Витальевич. – Это могли быть и сольные выступления, и ансамбли. Тут они сами себе хозяева. Абсолютная демократия, нет никакого насилия. Каждый сам решает, как и чем он сможет себя представить в наиболее выигрышном свете.
– Мы не брали то, что не играно нами, – улыбается концертмейстер группы кларнетов Артур Мухаметшин. – Всё уже игралось в других пространствах, в том числе и с камерными оркестрами. Это надёжный вариант, абсолютно беспроигрышный.
Когда старинная община Хеллендорн на востоке Нидерландов в 2009 году обзавелась собственным клубом, то тромбонист, дирижёр и композитор Эгберт ван Гронинген описал его здание звуками праздничного марша, созданного для фанфар и духового оркестра. Именно им и открылся первый концерт цикла. От звучания группы медных духовых в зале сразу же стало свежо, светло и просторно, как, впрочем, и задумывал композитор. Иначе и не могло быть – ведь музыкантов этой группы называют знаком качества оркестра.
А на смену оптимистичному маршу пришла Симфония-кончертанте для флейты, кларнета и симфонического оркестра немецкого композитора, виолончелиста и дирижёра Франца Данци, созданная в 1813 году. Это трёхчастное произведение – одно из первых великих произведений, написанных для этой инструментальной комбинации. Выбрав его, флейтистка Венера Порфирьева и кларнетист Артур Мухаметшин однозначно заявили о себе как о романтиках.
– Кларнет – очень красивый многотембровый инструмент, у него большой диапазон звучания, поэтому многие композиторы писали для него сольные партии, – поясняет Артур Шакирович. – Быть солистом на кларнете – очень ответственно. Я, конечно, уже играл не в оркестре, а с оркестром, но это было в рамках детских представлений, а на взрослом вечернем концерте это, пожалуй, в первый раз. И мне хотелось бы, чтобы слушатели сегодня отвлеклись от насущных проблем и погрузились в мир красивого, гармоничного, влюбившись в наши инструменты.
– Я впервые попробовала играть на флейте, учась в четвёртом классе, и влюбилась в этот инструмент на всю жизнь, – добавляет Венера Валентиновна. – Для меня флейта – это судьба. И то, что мы сегодня исполним – тоже любовь и судьба для нас. Когда-то мы с Артуром услышали Симфонию-кончертанте и полюбили её. Франц Данци, современник Моцарта, писал удивительно талантливую музыку. Мы были ещё достаточно молоды – я училась в аспирантуре, Артур только-только закончил её, когда стали играть этот дуэт. И впервые это случилось в Ратуше с оркестром «Новая музыка».
Виртуозное и элегантное исполнение этого образца очарования поздней классики, двух его заключительных частей, вызвало в зале шквал оваций. Сочинения Франца Данци полны интересных мелодий и выказывают большое мастерство автора, выразить которое могут далеко не все исполнители. Его романтический идеал многостороннего художника, во многом совпавший с метафизикой Венеры Порфирьевой и Артура Мухаметшина, наполнил зал невыразимой нежностью и меланхолией.
«Toot Suite», созданная в 1980 году французским джазовым пианистом и композитором Клодом Боллингом, в исполнении Дениса Петрова (труба), Марата Волкова (контрабас), Эдуарда Ахматова (фортепиано) и Антона Ольховского (барабаны) вновь вернули слушателей в современность. Впрочем, джаз, как и музыка периода романтизма подразумевает одновременную техническую сложность и сложность музыкальной формы во всех её аспектах. Одним из важных элементов, включённых в «Toot Suite» Боллинга, является рэгтайм. Темпы, указанные в части «Allegre», выбранной музыкантами для концерта, являются приблизительными. И только высочайшее мастерство, филигранная техника и врождённый талант к импровизации могут спасти здесь исполнителей от провала. К счастью, все участники этого ансамбля в полной мере обладали всеми необходимыми качествами.
«Аранхуэсский концерт» – одно из самых грустных и нежных произведений Хоакина Родриго Видре, созданное в 1939 году, – вновь поменял настроение вечера. Изначально написанный для гитары, этот opus может быть исполнен и на арфе: в 1974 году сам композитор сам сделал аранжировку для этого инструмента.
– У меня очень многое связано с ним в жизни, – признаётся арфистка оркестра Александра Ржавцева. – Я играла его ещё в Петербурге, когда была совсем маленькой, мне было тогда всего шестнадцать лет. Это было в любимом Малом зале Филармонии на первом серьёзном конкурсе в моей жизни – международном конкурсе имени императрицы Елизаветы Петровны «Золотая арфа». У каждого, наверное, эта музыка что-то пробуждает в душе, какую-то свою историю. И я буду играть про жизнь, которая и весёлая, и печальная, но которой всё равно надо радоваться, поскольку она у нас одна…
Александра Ржавцева родилась в Санкт-Петербурге, выучилась там игре на арфе, стала лауреатом многих международных фестивалей и конкурсов, в числе которых и специальный приз на VII конкурсе имени Лили Ласкин в Париже, и Первое место на VIII Международном конкурсе имени С.И. Савшинского в Санкт-Петербурге. В Государственном академическом симфоническом оркестре Республике Татарстан она работает уже три года.
– Это стереотип, что арфа редко бывает солирующей, – вздыхает Александра Андреевна. – Да, до конца девятнадцатого века для неё очень мало писали. Но сейчас произведений для арфы много. Да я и так в оркестре как солистка. Нас же в группе максимум двое бывает.
История жизни Хоакина Родриго Видре, рассказанная им в трёх частях «Аранхуэсского концерта», воспринимается Александрой Ржавцевой как универсальная: в первой части испанский композитор вспоминает о живописном парке Аранхуэса, во второй – в проникновенном адажио молит о пощаде, но ответ Бога, обозначенный вступлением оркестра, не сулит ничего хорошего, а в третьей вновь и вновь возвращает нас к мысли о вечности красоты. И Александра Ржавцева на золотой арфе сумела сыграть «Аранхуэсский концерт» исповедальнее, мягче и выразительнее, чем гитаристы. «На небесах все мы будем звуками», – сказал однажды Хоакин Родриго Видре. Слушая Александру Ржавцеву, понимаешь истинность этого утверждения.
Финал концерта был отдан на откуп концертмейстеру группы ударных. Константин Колесников учился в Санкт-Петербургской консерватории примерно в одно время с Александром Сладковским, принимал участие в некоторых его проектах, а теперь вот уже семь лет работает в Государственном академическом симфоническом оркестре Республике Татарстан. Для своего сольного выступления Константин Колесников выбрал весьма необычный инструмент – маримбу. Это родственник ксилофона, на котором играют несколькими специальными палочками с обмотанными нитками головками одновременно.
Концерт для маримбы и струнных французского композитора и перкуссиониста Эммануэля Сежурне, написанный в 2005 году, – одно из тех редких произведений, которые помещают маримбу в романтический контекст. Невероятный дар Константина Колесникова заставил нас забыть, что это всего лишь ударный инструмент. Едва музыкант прикоснулся к пластинам инструмента, словно тугие металлические капли посыпались на лужицы хрусталя. И всё наполнилось тончайшими эмоциональными нюансами: выразительный потенциал маримбы и её способность фразировать как на фортепиано были глубоко осмыслены музыкантом и открыты слушателям. Запечатлённая в Концерте Эммануэля Сежурне любовь к романтизму и лиризму Рахманинова, насытила мелодию длинными лирическими сольными пассажами, то взбалмошными, то лаконичными, то страстными, то меланхоличными.
Вторым произведением, которое выбрал Константин Колесников, стала «Marimba Spiritual» Минору Мики, завершённая японским композитором в 1984 году. Она считается «обрядом посвящения» для продвинутых солистов маримбы. Философическая, энергичная, захватывающая и виртуозная пьеса написана как ответ на голод в Африке, унесший жизни более чем 400 000 человек. Первая часть «Marimba Spiritual» – медленный реквием, а вторая – воскрешение, решённое в весьма оживлённых темпах, традиционных для японской музыки. В проекте «Солисты ГАСО РТ приглашают» прозвучала вторая часть «Marimba Spiritual».
Блистательные ансамбли, а Константину Колесникову помогали при исполнении первого произведения – группа струнных, второго – трио барабанщиков Антон Ольховский, Георгий Фортунатов и Михаил Косов, утопили зал в невероятной палитре звуковых оттенков, вызвав неподдельный восторг публики.
– Что нас ждёт дальше, в следующих концертах проекта? – Александр Сладковский удивлённо приподнимает бровь. – Дальше будут произведения более сложные, более яркие. Развитие профессионализма не знает границ. 28 февраля мы, например, сыграем два произведения Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии» и Фантастическая симфония, где солировать будет альтист Айдар Багаутдинов. И в следующем сезоне будут интересные программы.
Спускаясь к гардеробу, я услышал за спиной: «Всё-таки какие талантливые у нас музыканты, гордость переполняет за наш город». И подумал, а что, если ГАСО РТ на самом деле расшифровывается так: «Где Артист, Сверкая Ослепительно, Разрезает Тьму». Как вы думаете?
Источник:
« назад