Оперный праздник от татарстанских симфоников
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и солисты Большого театра России Динара Алиева и Бехзод Давронов подарили меломанам оперный гала-концерт. Культурный обозреватель «Казанского репортёра» на себе испытал энергетику этого события.
Казалось бы, концерты такого формата более подходят коллективам оперных театров. И наш Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля то с большим, то с меньшим успехом экспериментирует в этом направлении, достаточно вспомнить дополнительные программы Шаляпинского фестиваля. Но всё-таки пальму первенства в этой культурной нише следует отдать Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Татарстан под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Александра Сладковского. Мало того, что он ежегодно проводит Международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень», так ещё в течение сезонов включает в свою программу яркие концертные постановки опер (в числе последних – масштабная по замыслу и исполнению опера молодого композитора Миляуши Хайруллиной «Кави-Сарвар», прозвучавшая в дни VIII фестиваля татарской музыки «Мирас») и ослепительные гала с участием мировых оперных звёзд.
Азербайджанка Динара Алиева (сопрано) и узбекистанец Бехзод Давронов (тенор) ещё молоды, но уже сумели покорить сердца не только своих соотечественников. Если Динара Алиева блистала на сценах Венской государственной оперы и Немецкой оперы в Берлине, то Бехзод Давронов сотрудничал с Глайндборнской гастрольной оперой, выступал на сценах мюнхенской Баварской государственной оперы и Парижской филармонии. И вот эти звёздные солисты, которых даже в нынешних условиях почли бы за честь видеть на своих сценах главные филармонические и оперные дома мира, по приглашению маэстро Сладковского вышли на сцену Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева.
– Я очень рад, что наша публика услышит эти потрясающие голоса, – признался Александр Витальевич перед концертом. – Это действительно сейчас ведущие солисты Большого театра России. Я очень рад представить такую программу и таких исполнителей нашей публике, моей любимой казанской публике!
Кстати, казанцы отвечают маэстро не менее горячими чувствами: всякий раз, когда на дирижёрский подиум поднимается Александр Сладковский, зал, как говорится, битком набит. Не исключением стал и этот вечер. Публика заполнила всё свободное пространство зала. Определение «переаншлаг» в данном случае будет слишком слабым, чтобы отразить реальное состояние.
Едва умолкает голос ведущей, озвучившей титулы и имя маэстро, зал взрывается аплодисментами. Александр Витальевич с лёгкой улыбкой неспешно пересекает сцену, пожимает руку концертмейстеру первых скрипок, взлетает на возвышение, небрежно кланяется залу и, повернувшись к оркестрантам, без промедлений даёт музыкантам знак дирижёрской палочкой. И тут же величественный голос трубы прорезает плотную от разгорячённого дыхания меломанов, собравшихся в зале, атмосферу. Триумфальный марш из оперы Джузеппе Верди «Аида» открывает оперный гала-концерт.
Фанфарные интонации громоподобных труб на фоне тяжёлой поступи группы струнных сразу же создают празднично-возвышенное настроение. Александру Сладковскому подвластен анализ музыкальной драматургии оперы, опирающийся на баланс одухотворённости и расчёта, вдохновения и грамматики, гармонии и алгебры.
– Здесь совершенно другая пластика, звукообразование, отношение к тому, что ты делаешь. Всем понятно, что дирижирование оперой – высший пилотаж любого дирижёра, ведь опера – это не только музыка, это смысл, – пояснил Александр Витальевич. Ему этот высший пилотаж доступен как никому: старт дирижёрской карьеры маэстро начался в 1997 году с оперы Моцарта «Так поступают все» в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. А затем уже в его творческом досье оказались десятки классических и современных оперных произведений.
– Мне всегда нравилась опера, – не скрывал Александр Витальевич. – Ещё будучи студентом я ставил «Евгения Онегина» и «Иоланту» Чайковского, «Царскую невесту» Римского-Корсакова, «Севильского цирюльника» Россини, «Богему» Пуччини. Многие мои друзья – оперные певцы: Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Аида Гарифуллина, Альбина Шагимуратова… Да, я обожаю оперу и певцов, это совершенно особенный народ.
Это обожание чувствовалось и в творческом общении маэстро Сладковского с солистами нынешнего оперного гала-концерта.
Динара Алиева изящно выпорхнула из-за кулис под приветственные аплодисменты. За ней, поигрывая дирижёрской палочкой, ступал Александр Сладковский. Выждав, когда сопрано раскланяется с публикой, он незаметно занял место предводителя оркестра и широкими жестами обозначил вступление к арии Аиды из оперы Джузеппе Верди «Аида». «Ritorna vincitor! E dal mio labbro uscì l'empia parola!», – начала Динара Алиева, и маэстро бережно, тактично и чутко поддержал голос певицы оркестром. Берущая в плен драматическая окраска голоса Динары Алиевой мягко погружалась в наполненную внутренней силы и света мелодию, словно только что рождённую Александром Сладковским и его музыкантами.
Обладательница роскошного сопрано обратила на себя внимание мирового музыкального сообщества в 2007 году, когда стала лауреатом конкурса Елены Образцовой. Два года спустя состоялся её дебют в Большом театре России, в труппу которого она вскоре и вошла на правах штатной солистки. За это время её голос окреп и из лирического сопрано перешёл в разряд лирико-драматических. Говорят, что сама взыскательная Монсеррат Кабалье назвала способности Динары Алиевой даром небес. «У этой молодой певицы золотой голос и большое будущее», – заявила она ещё в 2004 году. И прогноз великой каталонки полностью оправдался, что подтверждают награды престижных международных конкурсов имени Бюльбюля в Баку, имени Марии Каллас в Афинах, имени Франсиско Виньяса в Барселоне, Operalia в Милане.
Для этого оперного гала-концерта Динара Алиева выбрала знаковые для себя произведения Джузеппе Верди (кроме арии Аиды, прозвучала ария Елизаветы «Tu che le vanitá» из оперы «Дон Карлос»), Джакомо Пуччини (сцены из опер «Тоска» и «Мадам Баттерфляй») и Петра Чайковского (ария Лизы из оперы «Пиковая дама», колыбельная Марии из оперы «Мазепа» и центральная сцена из оперы «Иоланта»). Певица откровенно признаётся, что Верди и Пуччини – её кумиры, а Чайковского она искренне любит за эмоциональность и умение передать величие духа русской культуры.
Редкий по силе и богатству тембра голос Динары Алиевой и талант певицы сыграть спектакль даже в одной-единственной арии, превращали каждое её выступление в чарующе-пленительное действо. Каждую арию она настолько проникновенно проживала вместе со своей героиней, что после окончания музыкального сопровождения певице было сложно сразу выйти из образа.
Не каждый оркестр выдержит такое невероятное напряжение, такой накал, такую игру на грани возможностей. Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Татарстан это даётся с лёгкостью. Музыкантам оказывается под силу абсолютно всё – и аккомпанемент, и сольные выступления. Оркестровые номера в такого рода концертах зачастую превращаются в проходные, что-то вроде пауз, необходимых для того, чтобы солист отдохнул. И все это понимают, а потому и не ждут особых творческих взлётов и откровений от музыкантов. Но не в этот раз. Татарстанские симфоники заставляли зал замереть от восторга, когда исполняли и насыщенную глубоким психологизмом музыку Джузеппе Верди – Триумфальный марш из оперы «Аида» и увертюру к опере «Сицилийская вечерня», и социально-натуралистическую музыку Пьетро Масканьи – интермеццо из оперы «Сельская честь», и исповедальную музыку Петра Чайковского – интродукция к опере «Пиковая дама».
В творческом тандеме с Динарой Алиевой на сцене Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева выступил многообещающий Бехзод Давронов, едва подбирающийся к своему тридцатилетию. Незаурядный талант, харизматичная внешность, потрясающий артистизм и обаяние сочетаются в нём с умением одной музыкальностью создавать образ. Лирический, изящный голос Бехзода Давронова и творческая манера чуть замедлять темп исполняемого произведения, до предела наполняя его кантиленностью, приводили в экзальтированный трепет слушателей, многие из которых украдкой утирали слёзы. И хотя в афише Большого театра России у Бехзода Давронова не значатся ни Каварадосси, ни Вольдемон, а партия Ленского – наисвежайший дебют, молодой певец продемонстрировал исключительно точное попадание в заявленные в концерте образы. Публика долго не хотела отпускать его со сцены, купая в овациях после каждого его выступления.
На bis дуэтом прозвучали беспроигрышные «Non ti scordar di me» Эрнесто де Куртиса и «Granada» Агустина Лары. Публика ликовала, но не менее довольны результатом оперного гала-концерта были и исполнители.
– Такие программы достигаются годами плодотворной работы, когда оркестр имеет в репертуаре огромное количество произведений, – пояснял Александр Витальевич в ответ на сыпавшиеся на него со всех сторон восхищения.
А через день Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, Александр Сладковский и солисты Большого театра России с той же программой и столь же блистательно выступили в Концертном зале имени П.И. Чайковского в рамках собственного абонемента в Московской государственной академической филармонии.
Но сменив концертные костюмы на более строгие, оркестранты чуть изменили и характер звучания произведений. Так, например, Триумфальный марш из вердиевской «Аиды» стал более пастельным, бархатным и оттого менее пафосным, интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи прозвучало более деликатно и стильно, интродукция к опере Петра Чайковского «Пиковая дама» наполнилась философической рельефностью и поэтической иносказательностью.
Сменила наряды и Динара Алиева – синее платье на чёрно-золотое, а розово-чёрное на глубокого красного цвета. Её голос обрёл тёмные краски, став более таинственным. Ярче проявившаяся драматическая колоратура и еле уловимое внешнее сходство с одной из выдающихся певиц прошедшего века напомнило ещё об одной мистической характеристике Динары Алиевой – реинкарнация Марии Каллас. Наверное, в этом есть доля истины: она так же, как и великая гречанка, проживает в оперных партиях кусочки своей жизни и завораживает аудиторию своим пением.
И только Бехзод Давронов остался таким же обворожительным, каким его увидели в Казани. Его округлый бархатный тембр проникал в самое сердце слушателей, боявшихся пропустить хотя бы единую нотку, струившуюся над залом. В московский концерт он добавил исполнение романтичной арии Рудольфа из оперы Джакомо Пуччини «Богема». Рассказ о жизни бедного поэта прозвучал в исполнении Бехзода Давронова предельно искренне и нежно, отдалённо напомнив о мастерстве Лучано Паваротти, для которого партия Рудольфа была первой ролью на оперной сцене. А в завершении первого отделения Бехзод Давронов и Динара Алиева подарили москвичам трогательный дуэт Рудольфа и Мими, воспевающий только что рождённую любовь между поэтом и швеей, заставив зрителей забыть, что это всего лишь концертное исполнение, а не полноценный костюмированный спектакль.
Зато на bis они исполнили лишь одну «Granada». Правда, чуть более мужественно, чем на казанском представлении.
Источник:
« назад