ПолиОРГАНичность

15 марта 2023
"Литературная газета"

ПолиОРГАНичность

В Казани стартовал IV Международный органный фестиваль



Он прочно завоевал одно из главных мест среди самых значимых и ярких событий музыкальной жизни нашей страны. Основатели и организаторы фестиваля – главный дирижёр и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан (ГАСО РТ) Александр Сладковский, а также куратор фестивальных программ, известная органистка Евгения Кривицкая – настоящие музыканты-просветители. Задачи, ставящиеся перед фестивалем каждый год: популяризация органного искусства, открытие новых имён, воскрешение незаслуженно забытых имён композиторов прошлого, демонстрация оригинальных дирижёрских интерпретаций.

«Наш фестиваль, совмещающий орган и оркестр, уникальный, – рассказала «ЛГ» Евгения Кривицкая. – Я интересовалась этим вопросом и аналогов не нашла. Есть органные фестивали, где, скажем, одна программа включает сочинения для органа с оркестром. Играют либо Генделя, либо Пуленка, т.е. репертуар, лежащий на поверхности. А мы уже четвёртый год копаем вглубь и вширь. И раскапываем новые и новые сочинения. Наша сверхзадача: не повторяться. И раз за разом фестивали приносят свои открытия. Кроме того, у нас каждый концерт имеет определённую тематику и название. Мне кажется, что для публики важна ясная концепция, понимание того, почему именно те, а не другие произведения соединились между собой».

Концерт, открывающий органный форум – 2023, был определён как «Великий шёлковый путь». Дело в том, что по заказу ГАСО РТ специально для фестиваля молодой, но уже весьма авторитетный и заслуженно любимый публикой по всему миру композитор Эльмир Низамов написал концерт для органа с оркестром. (Заказ оркестра был поддержан грантом Союза композиторов России, выигранным по конкурсу «Ноты и квоты».) Произведение получило название «Великий шёлковый путь» (о нём речь впереди), что, в свою очередь, определило тематику открытия фестиваля: перекрёсток культур Востока и Запада.

Для воплощения столь интересной и глубокой задачи был приглашён дирижёр Джереми Уолкер, ставший уже постоянным участником органных фестивалей в Казани.

«Для меня это огромная честь. Здесь всегда находишь интереснейший репертуар. Фантастика! Отличный шанс открывать новые произведения с прекрасным оркестром Татарстана», – считает маэстро.

Говорить о высочайшем профессиональном уровне ГАСО РТ – значит повторять давно всем известную истину. Оркестр год от года демонстрирует свою «универсальную универсальность». И также год от года расширяется и обогащается его репертуарный багаж. Разные эпохи, разные культуры, разные стили. Полистилистика в широком понимании, гармоничная, как сочетание «священным браком» оркестра и органа.

А ещё полиэмоциональность.

Эмоции зашкаливали, начиная со «Скифской сюиты» Сергея Прокофьева. Дикая экспрессия, пробуждающая потаённые первобытные силы «от начала времён». Музыка страшная, злая, агрессивная. «Экстремистская», как посчитали слушатели «Скифской сюиты» на премьере в 1916 году. Особенно первая и вторая части. А вот в третьей наступает черёд некоей хрупкости и обречённости и одновременно тягучей вязкости, точно перед нами бездонное чрево вечно голодного болота…

Но наступает финал. В оркестр вплетается человеческий голос…

Нынешнее исполнение «Скифской сюиты» можно смело назвать полноценной премьерой! Яростный текст стихотворения Александра Блока «Скифы» был впервые вплетён в музыкальный контекст, да так, что получился настоящий концерт для голоса с оркестром! «Щит меж двух враждебных рас монголов и Европы!» Блистательный актёр, режиссёр и мелодекламатор Пётр Татарицкий, который в тот вечер выступал ещё и в роли ведущего-комментатора, настраивающего публику на верный тон восприятия концепции программы, – потрясал, выворачивал наизнанку, повергал во прах. Это была буквально жестокая операция на сердце без наркоза! Но операция необходимая, оздоравливающая и позволяющая жить дальше.

После такого потрясения просто необходимо было несколько прийти в себя. В своё время о «Шести этюдах для органа и струнных» Бориса Чайковского композитор и педагог Юрий Абдоков писал: «Метасимфоническая многомерность этого цикла выходит за границы скромного жанрового определения».

«Мир иллюзии, переменчивых настроений, отражения, пейзажи внеземных цивилизаций» – так характеризовал «Шесть этюдов…» Пётр Татарицкий. Очень точное определение! Погружение в себя, медитация. Этюдные зарисовки на тему вечности… И орган – как олицетворение этой самой вечности.

Предложение включить в программу фестиваля сюиту Beni mora английского композитора Густава Холста, малоизвестного в России, исходило непосредственно от Джереми Уолкера.

«Для меня, уроженца Великобритании, очень приятно, что в программу включена сюита Густава Холста. Она очень-очень красивая, но редко звучит. Восстанавливаем справедливость. И в то же время это произведение чётко отвечает концепции концерта «Великий шёлковый путь». Вот оно – стопроцентное сочетание Востока и Запада», – утверждает Уолкер.

В 1908 году Холст побывал в Алжире. Свою сюиту он писал фактически с натуры. Слушатели погрузились в завораживающе прекрасный мир таинственных танцовщиц Атласских гор. Танцовщиц в причудливых и ярких нарядах. Танцовщиц с трагической судьбой.

Женщины племени улед наил славились своим искусством танца, которым девочек обучали с раннего детства. «Женщина улед наил в её вышитом золотом ярко-фиолетовом платье, её мягкий шёлковый шарф нежнейшего синего оттенка, её широкий золотой пояс с бесчисленными цепочками и подвесками, ожерелье из монет, браслеты из серебра и золота и длинные вьющиеся волосы – олицетворение великолепного Востока». Мы всё это слышим в музыке Холста – в первых двух частях.

Но с приходом французских колонизаторов танцовщиц приравняли к проституткам, за свои драгоценные украшения большинство лишилось жизни…

Финал сюиты так и называется: «На улицах Улед Наил». У Уолкера он прозвучал действительно трагично. И основной коротенький мотив, повторяющийся 163 раза, – это кружение не танца, а неумолимого рока.

И вот наконец долгожданная мировая премьера – «Великий шёлковый путь» Эльмира Низамова.

«Мы все – участники исторического события, и я счастлива, что композитор доверил именно мне играть мировую премьеру», – призналась Евгения Кривицкая.

Такого в органной литературе ещё не было!

Как сказал сам композитор, «это полноценный концерт не только для органа, но и для оркестра тоже. Они здесь на равных. Вообще, у меня была мечта написать органный концерт. Образ Великого шёлкового пути тоже несколько лет волновал меня, хотелось его как-то воплотить. И вот теперь эти две мечты объединились».

Орган – во всех его красках. Во всей мощи. Во всех возможностях. Низамов мастерски раскрыл целый мир тембровых оттенков (особенно в пленительно красивой третьей части). Музыка страстная и завораживающая – до дрожи, до экстаза.

Жар песков пустыни. Роскошь восточного базара. Эхо древней Бухары. Ослепительная бирюза мечетей Самарканда… Картины мелькают одна за другой. И как же «по-восточному» звучит в них орган! И при этом он действительно часть оркестра. Оркестр в оркестре!

Джереми Уолкер считает, что «концерт для органа и симфонического оркестра – очень редкий жанр. В том, чтобы написать такое сочинение, есть определённая смелость. И у Низамова всё получилось прекрасно. Его произведение войдёт в историю и фестиваля, и мировой культуры. В отличие от Холста у Низамова нет прямых цитат. Восточный характер передаётся оркестровкой, тембристикой, характерной мелодикой. Низамов стоит у нас в самом конце программы. Музыка такая, что это может быть только финал. Зажигательная эмоциональная кульминация. Очень надеюсь, что отныне это произведение войдёт в репертуар как можно большего количества музыкальных коллективов. Потому что она должна звучать! Мне, как первому интерпретатору, было, с одной стороны, легко: нет никаких других вариантов, не с чем сравнивать. К тому же мне повезло общаться с самим композитором, советоваться с ним. Я со своей стороны тоже что-то мог ему предложить; Эльмир мои предложения принял. С другой стороны, играть мировую премьеру – очень большая ответственность. Но это же и даёт определённую энергию. Кстати, Холст исполняется впервые в России. Это тоже ничуть не менее ответственная премьера. У меня ответственность перед моей родиной. А у Низамова – перед его родиной. Вот такая двойная нагрузка (смеётся)! А ещё музыкой Бориса Чайковского я дирижирую впервые. И она звучит впервые в Казани. Сплошные «впервые»! Я очень рад, что меня пригласили именно на эту программу. Органный фестиваль – это интереснейшие концерты, премьеры, редкие сочинения. Очень здорово, что он существует. Я всегда жду возвращения в Казань и возможности поработать с этим замечательным оркестром, одним из лучших в мире!»

Финал низамовского концерта пришлось по требованию публики повторить. Его правда хочется слушать снова и снова!

Источник: "Литературная газета"


« назад