КЛАССИКА НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ
В «СИРИУСЕ» ЗАВЕРШИЛСЯ ПЕРВЫЙ НОВОГОДНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
Музыкальные события «Сириуса» пока проходят в Парке науки и искусства. Под этим названием скрывается гигантское здание площадью 158 тысяч квадратных метров. Для наглядности сотрудники приводят аналогию: это пространство могло бы вместить шесть раз Красную площадь. Чтобы сэкономить силы, они нередко передвигаются на самокатах, рассекая пустынные холлы.
Когда смотришь на афишу фестиваля, то ощущаешь себя не в тихих предгорьях Большого Сочи, а в вихре столичного мегаполиса. В последние три дня, к примеру, тут выступил с сольным концертом Борис Березовский, а Госоркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского аккомпанировал Денису Мацуеву и Ивану Бессонову.
Так что амбиции художественного руководителя Фонда «Талант и успех» Ханса-Йоахима Фрая – сделать «Сириус» чем-то вроде Зальцбурга на Черном море – имеют серьезные основания. Осталось совсем чуть-чуть – дождаться 2024 года, на который намечено завершение строительства нового концертного комплекса с двумя современными акустическими залами: на 1300 и 500 мест. Пока же концерты проходят в аналогичных по вместимости залах, построенных на втором этаже Парка науки и искусства – бывшего Медиацентра Олимпиады. Низкий потолок, бетонные колонны – даже при отражающих панелях без подзвучки в Большом зале не обойтись. Звукорежиссеры колдуют с микрофонами, но главными волшебниками оказываются сами музыканты. В два вечера Денис Мацуев с ГАСО РТ исполнил Первый и Третий концерты Рахманинова и Первый концерт Чайковского. «Нет плохих залов, есть плохие музыканты», – пошутил Мацуев перед началом. – Надо хорошо играть». Себя пианист держит в исключительной форме: фирменные октавы в концерте Чайковского выстреливают с той же пулеметной скоростью и чистотой, что и четверть века назад на Конкурсе имени Чайковского. Но кое-что, безусловно, изменилось: теперь это мудрая интерпретация, насыщенная множеством музыкальных событий и откровений. Начало Первого концерта в этот раз прозвучало очень сдержанно по темпу, весомо по мысли – бравурный задор уступил место рефлексии. А накануне Денис смог увлечь зал музыкой Первого фортепианного концерта Рахманинова: слушая это исполнение, невольно хотелось задать вопрос: в чем же незрелость автора, о которой любят говорить музыковеды? Тут уже есть и фирменная рахманиновская страстность, и мистика, и бескрайняя лирика. Надо лишь одухотворить ноты мыслью и эмоциями, и это Мацуеву великолепно удалось. Идеальным партнером в этом путешествии в миры стал ГАСО РТ: с годами сотрудничество этих музыкантов с Мацуевым приобрело какой-то астральный характер – с полувзгляда, с полужеста они понимают друг друга. Но роль оркестра в этих концертах отнюдь не сводилась лишь к качественному аккомпанементу: придать масштабность высказыванию рояля, выразить вселенскую драму – с этими задачами Александр Сладковский справился великолепно.
На долю Ивана Бессонова, триумфатора Первого конкурса имени Рахманинова, пришлись Второй концерт и Рапсодия на тему Паганини. Конечно, все дело в контексте: играть в очередь с Денисом Мацуевым – испытание, которое выдержать под силу немногим. И все же молодой солист выглядел достойно: виртуозная сторона и лирическая стороны ему бесспорно удались, а концептуальность, ощущение трагедийности придет с жизненным опытом.
Публика же была в восторге от встречи с лучшими российскими музыкантами. Например, после сольной программы Бориса Березовского к нему в коридоре подошла мама с ребенком, который обучается в «Сириусе». Женщина призналась, что многие годы хотела попасть на живой концерт пианиста – и вот здесь ее мечта сбылась. Были в зале и профессиональные музыканты, чей отдых выпал на время Новогоднего фестиваля. Педагог из Детской школы искусств в Волгограде слушала сюиту из «Ромео и Джульетты» Прокофьева, прелюдии Рахманинова затаив дыхание. На вопрос, станет ли она что-то из трактовок Бориса Березовского предлагать своим ученикам, она, смущаясь, ответила: «Чтобы так играть, нужно обладать особым мастерством».
Камерный зал «Атом», в акустическом отношении более благоприятный, позволил Борису Березовскому полноценно высказаться, не форсируя динамику и дифференцируя каждый звук на атомы. Про его Прокофьева не скажешь, что у него «стальные мускулы», как писала в свое время критика об авторских интерпретациях Прокофьева-пианиста. Березовский стремится вслушаться в тембры, приблизиться к оркестровому разнообразию, не впадая в пафос. Вершиной программы, включавшей в первом отделении Сонаты № 27 и 28 Бетховена, стала Вторая соната Рахманинова, сыгранная с удивительной ясностью драматургии и выверенностью контрастов. Длинноты и некоторая многословность совсем не ощущались – настолько высок был градус высказывания. Несмотря на серьезность и академичность программ фестиваля, в них всегда находилось место для личной коммуникации артистов с публикой. Так, на бис – поскольку концерт проходил в сочельник – Березовский, поздравив слушателей, сыграл рождественский спиричуэл The Child Is Born, а Денис Мацуев подарил шутливую импровизацию на темы «В лесу родилась елочка» и Jingle Bells.
В наступившем году концертная жизнь в «Сириусе» только активизируется: в марте ждут Игоря Бутмана, а в летние месяцы запланирован фестиваль Crescendo Дениса Мацуева, Российского национального молодежного симфонического оркестра и многое другое.
Источник:
« назад