В Казани прошел XII фестиваль современной музыки имени С. Губайдулиной "Конкордия"
Фестиваль "Конкордия" ("Concordia"), появившийся в Казани по инициативе Александра Сладковского в 2010 году к 80-летию Софии Губайдулиной, сразу завоевал широкую аудиторию и состоялся уже в двенадцатый раз.
В центре внимания на этом фестивале всегда остается современная музыка в исполнении Госоркестра Татарстана, который и на этот раз за две недели "Конкордии" дал пять концертов. В этих программах солировали скрипачка Елена Ревич, виолончелист Александр Рамм, пианистка Татьяна Полянская. Дирижировали Филипп Чижевский, Андрес Мустонен, Джордж Пехливанян, Сергей Скрипка, Валерий Полянский.Сам худрук оркестра и фестиваля Александр Сладковский рассказал "РГ" о своем фестивале:
- "Конкордия" представляет мощную панораму творчества композиторов XX-XXI века, в том числе сочинения редко исполняемые, забытые или вовсе не звучавшие в Казани. В этом году программа включала опусы Джона Адамса, Анри Дютийё, Арво Пярта, Гии Канчели, Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева, самой Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке, а также Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Главный смысл этого действа - расширить репертуарный диапазон, дать казанской аудитории выбор, расширить ее слушательский опыт. Но фестиваль раздвигает и исполнительские горизонты, предоставляя сцену именитым гастролерам разных школ и поколений - солистам и дирижерам, и это тоже манок для публики. На удивление, даже сейчас фестивалю удалось сохранить международный статус, ведь Мустонен представляет Эстонию/Израиль, а Пехливанян - Армению/США.
На заключительном концерте, целиком посвященном музыке Шнитке, в казанском концертном зале имени Сайдашева - базовой площадке Госоркестра Татарстана - яблоку негде было упасть. За пультом - Валерий Полянский, впервые принимавший участие в фестивале. Честно говоря, имя Полянского едва ли ассоциируется с новой музыкой, скорее, он привержен классике. Как он сам поясняет: "Я сказал Александру Сладковскому, что ультрасовременного ничего не играю, но могу предложить Шнитке: Концерт для фортепиано и струнных (1979), "Гоголь-сюиту" (1981) и Четвертую симфонию (1984). Шнитке всегда современен, как Чайковский и Рахманинов, это классика XX века".
Кстати, "Гоголь-сюита" и Четвертая симфония - это казанские премьеры, что добавило интриги финалу фестиваля. Во всех трех произведениях - большая и очень сложная партия рояля, Четвертую симфонию даже можно назвать еще одним "фортепианным концертом". Во всех трех сочинениях солировала пианистка Татьяна Полянская. И если концерт для нее репертуарное сочинение (последний раз она исполняла его весной в Московской консерватории), то симфонию пианистка играла всего лишь второй раз в жизни, а "Гоголь-сюиту" и впервые. Но в музыке Шнитке она абсолютно органична. "В ней все логично, - говорит пианистка, - почти как у Баха (несмотря ни на какие кластеры)".
Действительно, Шнитке и его музыка для семьи Полянских - нечто особое: дружили примерно с 1978 года. Валерию Полянскому композитор посвятил Хоровой концерт (1985). И надо напомнить, что Полянский - ученик Геннадия Рождественского, популяризатора произведений Шнитке, это вообще был круг единомышленников. И нынешний выбор Четвертой симфонии связан с тем, что Валерий Полянский участвовал в мировой премьере 12 апреля 1984 года в Большом зале Московской консерватории. Играл оркестр Московской филармонии под управлением Дмитрия Китаенко, а пел Государственный камерный хор, которым в то время руководил как раз Валерий Полянский. Потом симфонию записали (уже с Рождественским). Произведение необычное: одна-единственная часть (почти 50 минут), всего 22 вариации, и основана на мистериях католического Розария, в которых прослеживается жизнь Иисуса глазами Марии.
Сам Шнитке писал: "В этом произведении я прибегнул к стилизации культовой музыки трех вероисповеданий: православного, католического и протестантского (в симфонии встречаются элементы знаменного распева, лютеранского хорала и юбиляции, напоминающие григорианский хорал), а также синагогального пения, стараясь обнаружить здесь наряду с различиями некое изначальное единство".
Валерий Полянский вспомнил, как солировавший на премьере Владимир Крайнев ругался: "Неудобно написано - сплошные септимы и ноны, нет октав (а рука пианиста традиционно "заточена" под октаву)". Между тем маэстро рассказал, что "играл Четвертую симфонию много и с удовольствием, прежде всего, потому что она с хором", заметив, что тут еще не каждый хор справится. В Казани пел Государственный камерный хор (худрук М. Таминдарова), которым Полянский остался доволен. И, конечно, самые теплые слова адресовал Госоркестру Татарстана: "Коллектив в отличной форме, у него хорошая оркестровая дисциплина, у музыкантов моментальная реакция, они приучены слушать. Татарстан может гордиться, что у него есть такой оркестр - самого высокого, столичного класса".
И действительно, оркестр лихо сыграл полную иронии знаменитую "Гоголь-сюиту", изначально бывшую музыкой к спектаклю "Ревизская сказка" в театре на Таганке. Мало того, устроили целый хэппенинг: в середине сюиты оркестранты вскочили с мест, устроив "забастовку" с плакатами "Долой дирижера", при этом строили рожицы и запускали бумажные самолетики в публику, к радости последней. Все вполне в духе Гоголя, постановки Юрия Любимова, в которой одну из главных ролей играет музыка Шнитке.
Источник:
« назад