Достойный ответ: Concordia в Казани отдала дань Софии Губайдулиной
ГАСО РТ, Даниил Коган и Андрес Мустонен исполнили «дивертисмент» из шедевров музыки XX века
В самом разгаре XII международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia, один из самых статусных проектов худрука ГАСО РТ Александра Сладковского. На контрасте с открытием, прошедшим в формате двухактного спектакля «Адамс – Прокофьев», третий вечер форума анонсировали как стилистически пестрый, но не менее элитарный «дивертисмент». В ГБКЗ им. Сайдашева прозвучали «Поэма-сказка» Губайдулиной, Второй скрипичный концерт Шостаковича, «Коллаж на тему B-A-C-H» Пярта и другие опусы из золотого фонда новой музыки. За дирижерский пульт госоркестра РТ пригласили эстонского специалиста по музыке авангарда Андреса Мустонена, а солировал молодой и модный московский скрипач Даниил Коган.
Маэстро Андрес Мустонен (справа) уверенно ткал узор из причудливых тембровых соло и перекличек, а в кульминациях разбивал его кластерами
Что сокрыто в глубине сердца
София Губайдулина уже больше 60 лет не живет в РТ, но по праву является достоянием республики. Играть музыку Софии Асгатовны на фестивале ее имени — двойная ответственность, это музыканты ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского понимали и выложились на 100%. За секунду до первого возгласа флейты даже стало страшно: начать вечер с «Поэмы-сказки», требующей от оркестра идеальной координации, не только смело, но и дерзко. Благо волнение отступало с каждым новым витком «сюжета» — хрустальным пением ксилофона, бурными вторжениями виолончели, квазифольклорным плачем скрипок… Маэстро Андрес Мустонен уверенно ткал узор из причудливых тембровых соло и перекличек, а в кульминациях разбивал его кластерами.
За 10 лет встреч с музыкой Губайдулиной ГАСО РТ сполна познал ее суть — вселенское страдание, сокрытое в глубине сердца. Вот и внешне эпичную «Сказку» (написанную для детского радиоспектакля) наполнил драматизмом, истовой щемящей тоской. В облике философской притчи она воспринимается гораздо ярче, острее и мощнее — места духовиков-медников пустовали, но редкие тутти рождали эффект полного симфонического звучания.
Образно цельного альянса Губайдулина – Шостакович не случилось: Даниил Коган предпочел страдать громко, харизматично и виртуозно
Громко, харизматично и виртуозно
После продолжительных оваций Мустонен заметно расслабился. Второй скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича — визитная карточка ГАСО РТ, а трагедийный, сдержанно-исповедальный тон опуса хорошо корреспондирует с «Поэмой-сказкой». Однако образно цельного альянса Губайдулина – Шостакович не случилось: Даниил Коган предпочел страдать громко, харизматично и виртуозно. В итоге рефлексирующее по настроению полотно превратилось в действенный протест: приглушенные монологи скрипки стали густыми и сочными, беспощадный танец судьбы — залихватским, а каскады бурных пассажей буквально выплескивались на зрителя.
Такая трактовка, безусловно, понравилась любителям эпатажа и музыкальной эквилибристики и, возможно, даже уместна. Однако в контексте вечера выглядела чужеродной. Вероятно, почувствовавший это маэстро удерживал ГАСО РТ от приторных rubato и экспансивных fortissimo, выравнивая звуковой баланс. Из-за этого оркестр и солист долго были отстранены (если не отрезаны) друг от друга, слившись лишь в остинатной, бравурной коде.
Concordia продлится в столице РТ до 30 ноября
Бах, Пярт и «Ку»
Как поразить в самое сердце одним движением, Мустонен продемонстрировал на личном примере. В «Маленькой Данелиаде» Гии Канчели (казанская премьера) он выступил в роли дирижера-скрипача. И хотя сам опус подразумевает некий эпатаж (солист перемещается по сцене, а оркестранты пару раз кричат «Ку»), в этот он отошел на второй план. Гораздо весомее были горошины пиццикато, каждая из которых — отдельная вселенная. Громовые сфорцандо — безжалостные удары рока. Ирреальные флажолеты — шлейф ускользающей мечты.
Неожиданно разочаровало знаменитое «Адажиетто» Густава Малера. По замыслу маэстро оно должно было быть лирическим мостиком между скрипичным концертом и «Маленькой Данелиадой», а стало тяжеловесным, непроходимым мостом. И не столько из-за вязкого, тягучего темпа (такой, наверное, действительно уместен лишь в экзистенциальном фильме Лукино Висконти «Смерть в Венеции»), сколько из-за образной статики. Богатство малеровской кантилены (созерцательной, пленэрной, патетической) в этот раз ограничилось меланхоличным хором и экзальтированными возгласами струнных.
Апофеозом «дивертисмента» стал изысканный «Коллаж на тему B-A-C-H» Арво Пярта. К прогрессивному минималисту, мастеру коллажа и своему соотечественнику Мустонен всегда относился по-особенному — первым дирижировал многими его сочинениями и беззаветно следовал авторским указаниям. Не изменил этому маэстро и на Concordia. Торжественные фанфары (величие Иоганна Себастьяна), затейливые комбинации звуков (мастерство Пярта-сериалиста), баховская анаграмма (дань всему музыкальному барокко) звучали как на хорошей студийной записи. Мустонен ревниво «охранял» и пестовал каждый мотив. Особенно это ощущалось в проникновенной сарабанде, где коллектив выступил как единый инструмент.
Завершившая вечер «Лебединая песня» Пярта воспринималась как образный и звуковой катарсис. Тончайшие тембровые переливы, постеленные на ирреальном pianissimo, преображали реальность, а зрителям с богатым воображением открывали объемные сказочные просторы. К этому стремилась и Губайдулина в своей «Поэме-сказке». ГАСО РТ и Мустонен дали ей достойный ответ.
Concordia продлится в столице РТ до 30 ноября. В рамках фестиваля меломаны услышат еще две программы новой музыки (от Шнитке до Таривердиева), в ГБКЗ им. Сайдашева выступят известные солисты Татьяна Полянская (фортепиано) и Анна Бутурлина (джазовый вокал), а за дирижерский пульт госоркестра РТ встанут известные российские дирижеры Валерий Полянский и Сергей Скрипка.
Источник:
« назад