Монографическую программу из произведений Дмитрия Шостаковича привез в Москву маэстро Александр Сладковский и возглавляемый им Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан.
Символично, что свой очередной персональный филармонический абонемент казанцы открыли в День рождения Дмитрия Шостаковича.
На сцене Концертного зала им. Чайковского прозвучали Первый скрипичный концерт ля минор, соч.77 (солист – Павел Милюков) и Двенадцатая симфония “1917 год” ре минор, соч.112.
Оба сочинения пронизаны глубочайшим трагизмом и патриотической мощью.
Для Александра Сладковского и ГСО РТ музыка Шостаковича давно уже стала маятником творчества и символом надежды. Каждое новое обращение к священным партитурам композитора таит немало загадок и приоткрывает новые коды постижения его гениальной музыки.
Так было и в этот вечер. То, с какой энергией и самоотдачей играл оркестр, можно было убедиться, слушая вдохновенную интерпретацию Двенадцатой Александром Сладковским. Дирижер изнутри слышит эту музыку и увлекает оркестр своими импульсивными жестами и сверкающим взглядом. Эпическая мощь в сочетании с кинематографической монтажностью и изобразительностью музыки рождают самые неожиданные ассоциации при прослушивании этого сочинения.
Грандиозный финал симфонии “Заря Человечества” — символическая картина победы и торжества революции.
Открывший вечер Первый скрипичный концерт добавил немало экспрессивных красок и мрачных настроений. Произведение глубоко автобиографично, каждая из частей передает личную драму жизни художника. Эти чувства попытался воплотить в своей виртуозной игре скрипач Павел Милюков, отважно справившийся с музыкальным материалом сочинения. Игра достигла своего апогея в репризе сокрушительного Скерцо и следующей за ним виртуозной каденции, требующей от солиста невероятного мастерства и самоотдачи. Здесь у Павла неожиданно произошла досадная неприятность — отскочил порожек, поддерживающий струны скрипки. Это случилось на стремительных пассажах. Павел за считанные доли секунды исправил ситуацию, взял у концертмейстера оркестра скрипку и продолжил сложнейшую каденцию. Этот случай ничуть не разрушил целостность музыкального восприятия исполнения самого концерта. Оркестр под чутким руководством Александра Сладковского выступил достойным партнером солиста.