АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ: МУЗЫКА РАХМАНИНОВА ПОМОГАЕТ НАМ ЖИТЬ И ДЕЛАЕТ НАС ЛУЧШЕ
В Казани проходит XI Международный фестиваль «Белая сирень». Его художественный руководитель – народный артист России и Республики Татарстан Александр Сладковский (АС) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК), что для него значит музыка Рахманинова, почему акцент в этом году сделан на творчестве женщин-пианисток и какие планы у ГАСО РТ в новом сезоне.
ЕК Александр Витальевич, в программе «Белой сирени» царят прекрасные леди рояля. Это неожиданно, хотя такую прекрасную идею я лично горячо поддерживаю.
АС Пианистки делают колоссальные успехи на своем поприще. За последние несколько лет мы наблюдаем восхождение совсем юных артисток, которые постепенно становятся признанными мастерами. Рад, что к этому процессу имею непосредственное отношение. Многие из них дебютировали с оркестром под моим руководством. Что ж тут удивительного, что мы пригласили лучших в Казань? Скажу, что не только быть пианистками, но и дирижерами среди девушек становится модным. Я отсмотрел огромное количество кандидатов на дирижерский конкурс имени Рахманинова. И примерно четверть претендентов – женщины.
ЕК Вы видите нынешних участниц «Белой сирени» как сформировавшееся поколение? Ведь мы знаем немало примеров в разные эпохи, от Клары Шуман до Марии Юдиной или Виктории Постниковой, имевших международное признание. Но это были единичные персоны.
АС Сейчас тенденции усилились. Раньше и среди дирижеров была одна Вероника Дударова. Со временем появились и другие личности. Насчет поколения я бы не стал говорить, потому что в нашей афише Полина Осетинская и Катя Мечетина представляют другое поколение, чем Варя Кутузова и Ева Геворгян. Я бы сказал так: становится шире круг тех девушек-пианисток, которые делают красивую карьеру. А мы со своей стороны всячески стараемся этому способствовать. Для нашей публики такие программы создают дополнительный интерес.
ЕК Есть ли разница между женским и мужским пианизмом?
АС Сравнивать по гендерному признаку – дело неблагодарное. Я просто знаю, что у каждого артиста вне зависимости от пола есть свой потенциал, просто надо помочь его раскрыть.
ЕК Концерт, где вы сами дирижируете и солирует Денис Мацуев, – единственный без музыки Рахманинова.
АС Уже на первом фестивале в 2011 году звучала «Весна священная» Стравинского. А в дальнейшем я сформулировал его тему как «Рахманинов и его современники». Но Рахманинов нами не обижен. Напомню, что мы два года назад записали бокс со всеми симфониями и отдельными симфоническими партитурами этого композитора, огромное количество раз играли аккомпанементы его концертов и «Рапсодии на тему Паганини» – я уже сбился со счету, с каким количеством пианистов. Поэтому мне хочется, чтобы мы меньше повторялись. Поэтому комбинация этого года – Шостакович – Щедрин – Стравинский – мне кажется красивым сочетанием.
ЕК Вы упомянули Конкурс Рахманинова. Статистика показала, что заявок на дирижерский конкурс было даже больше, чем у пианистов. А еще говорят, что дирижер – штучная профессия…
АС Все хотят дирижировать, жаждут власти (смеется). А если серьезно, то мне самому сложно это объяснить.
ЕК Вы отбирали по видеозаписям. Были ли интересные личности?
АС Многих участников я давно знаю, некоторые работали и с Госоркестром Татарстана. Если говорить о российской дирижерской школе, она разнообразная и очень внятная. Там есть несколько моих фаворитов, уверен, что, вне зависимости от результатов в этом соревновании, их судьба будет успешной. Но ничего принципиально нового я не увидел – все демонстрировали хорошую классическую школу. Вспомнил даже свою пору учения в Петербурге…
ЕК В вашей биографии же был Конкурс имени Прокофьева. Он помог становлению вашей карьеры?
АС Конечно. Конкурс – это подтверждение твоего статуса. Хотя я знаю многих коллег, кто не выигрывал конкурсы и прекрасно работает. Но для меня это оказалось важным. Я ведь учился «на дирижера» уже в сознательном возрасте, имея за плечами оркестровую специальность. Мне было 33 года, и надо было сделать нечто такое, что аккумулировало бы мое дальнейшее движение. Я получил такой бонус, как концерт с Заслуженным коллективом Республики, и это стало серьезным импульсом, чтобы двигаться дальше. В любом случае, если выигрываешь конкурс, ты делаешься более публичным, твое имя становится на слуху. Правда, председатель жюри Прокофьевского конкурса Юрий Темирканов сказал нам, вручая дипломы: «Вы стали лауреатами, теперь можете об этом забыть, потому что дирижерами становятся лет в пятьдесят – или не становятся». Фраза гениальная! И действительно, началась настоящая артистическая жизнь, с крутыми виражами, со взлетами и падениями. Но конкурс мне очень помог.
ЕК Насколько я помню, тогда в вашей конкурсной программе была одна из симфоний Рахманинова…
АС Вторая симфония. Я дирижировал ею на первом туре, и эта партитура, как на волне, меня вынесла во второй тур. И потом многие мои зарубежные гастроли мы начинали со Второй Рахманинова. Я ее играл в то время больше, чем какую-то иную музыку. Рахманинов стал для меня путеводной звездой, освещая самые значимые моменты моей карьеры.
ЕК Но насколько музыкальный язык Рахманинова актуален сейчас?
АС Даже Бах актуален сейчас. Гениальная музыка не имеет временных границ. Если говорить о классике, то и Бетховен актуален как никогда. А что касается стиля Рахманинова, то он последний русский романтик самого большого масштаба. Его творчество нам помогает жить и делает нас лучше. Поэтому в этом смысле он будет современен всегда.
ЕК Ваше самое любимое сочинение Рахманинова?
АС Я бы не ставил так вопрос. Любая его музыка – и фортепианные прелюдии, и этюды-картины, и романсы, и все, что связано с оркестром, мною любимо. Когда я плохо знал Третью симфонию, то думал, что Вторая – самая любимая. В музыке чем глубже ты ее постигаешь, тем больше открываешь в ней красот. Это естественный процесс. Познавая Рахманинова и открывая его для себя, я обожаю все его творчество.
ЕК Как живет сейчас ГАСО РТ. Знаю, что вы только что вернулись с зарубежных гастролей, сыграв концерт в Омане.
АС Мы не впервые выступаем в этом регионе. В феврале сыграли четыре концерта в Дубае, в прекрасном зале Оперного театра. В Омане мы также выступали в Королевской опере. Нас пригласил туда один бельгийский продюсер, который увидел нашу видеозапись с Александром Малофеевым по каналу с какого-то европейского фестиваля – сейчас точно и не вспомню. И он захотел его именно с ГАСО РТ и со мной пригласить. Приятно, что наши записи срабатывают и о нас узнают и хотят потом слышать вживую.
ЕК Как вас принимали?
АС Отлично. Концерт тоже записывался. Исполняли «Прелюды» Листа и его Первый фортепианный концерт, а во втором отделении – «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина. И, конечно, нашу визитную карточку – «Стан Тамерлана». Зал устроил стоячую овацию, среди публики, кстати, было немало наших соотечественников из России. Они подходили, просили автографы и говорили слова благодарности. На концерте присутствовали почетные гости, среди которых был старший сын султана Омана Хейсама бен Тарика, член династии Аль Саид, министр культуры, спорта и молодежи и наследный принц Омана Зи-Язан бин Хейсам Аль Саид. А в финале вечера Генеральный директор Королевского оперного театра Маската Умберто Фанни вручил мне и Саше Малофееву памятные подарки от министра культуры Омана и совета директоров оперного театра. Так что остались самые позитивные эмоции. Мои музыканты даже искупались в Оманском заливе. Ходили ночью, чтобы не сжариться, так как там днем температура +40 градусов. Дома в Казани повешу еще один, 44-й, флажок на карту, где отмечаю все свои выступления.
ЕК А когда московская публика вас услышит?
АС 25 сентября, в день рождения Шостаковича, откроем наш персональный абонемент в Московской филармонии. Сыграем с Павлом Милюковым в Концертном зале имени П. И. Чайковского Первый скрипичный концерт Дмитрия Дмитриевича и его Двенадцатую симфонию. А в декабре – Вторую симфонию Малера. Готовим к выпуску комплект всех симфоний Бетховена, который записывался прошлым летом. Пока не знаем, на каком лейбле будем издавать, но мастер-диск уже смонтирован и готов к штамповке. И к этому событию осенью собираемся сделать турне по России – с 10 по 20 октября. Сейчас выстраиваем логистику. А в Казани сезон начнем 30 августа традиционным концертом в формате open air с участием Аиды Гарифуллиной. Предстоит интересный, насыщенный событиями сезон.
Ссылка на оригинал статьи:
« назад