Трубы мира: какими экспериментами удивил Международный органный фестиваль
В Татарстане выступили артисты из России, Белоруссии, Великобритании и Японии
Орган и проза Гоголя; орган и пустые ведра; орган и воображаемый свет. Все эти неординарные сочетания продемонстрировали публике на III Международном органном фестивале в Казани. Вопреки всем сложностям смотр не только состоялся, но и объединил музыкантов из разных стран: Великобритании, Белоруссии, Японии и, конечно, России. «Известия» наблюдали, как интернациональное искусство живет в период геополитических конфликтов.
Фестиваль органной
В Казани же, несмотря ни на что, выступило большинство заявленных музыкантов. Концерт открытия, на котором ГАСО РТ играл под управлением белорусского дирижера Дмитрия Матвиенко, а солировала уроженка Японии органистка Хироко Иноуэ, и вовсе выглядел манифестом: конфликты конфликтами, а общение на универсальном языке музыки прекращать нельзя.
Органистка Хироко Иноуэ и дирижер Дмитрий Матвиенко
Программа вечера состояла почти целиком из французского наследия: Триумфальная фантазия Дюбуа, Концерт для органа, струнных и ударных Пуленка, Симфония № 1 для органа с оркестром Гильмана, «Облака» и «Празднества» из цикла «Ноктюрны» Дебюсси… Разве что концертная увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» немца Мендельсона выбивается из этого ряда. Впрочем, пейзажная звукопись и изысканность мендельсоновской партитуры как раз прекрасно рифмуются с импрессионистскими картинами Дебюсси.
Решение сделать «французский акцент» на концерте-открытии, где среди исполнителей не было ни одного француза, только на первый взгляд может показаться странным. Дело в том, что само понятие симфонического органа связано именно с этой страной и эпохой — XIX и началом XX века.
И хотя в ГБКЗ имени Сайдашева установлен инструмент голландской фирмы, его корни, конечно, во французской традиции — взять хотя бы нацеленные прямо в зал, наподобие ружейных дул, горизонтальные трубы (шамады). Интересно, что Хироко Иноуэ при этом подчеркнула не столько романтическое богатство тембров, сколько упругость и графичность звучания. Ее игра — безупречно артикулированная, точная и «мускулистая».
Органист Моше Ариэль Ганелин
Отдельно стоит упомянуть «взаимопонимание» между оркестром и органистом. Солирующий инструмент не тонул в симфонических волнах, но и не подавлял различные группы, напротив, образовывал с ними единое целое, что производило особое впечатление в кульминациях.
Уже на втором концерте фестиваля орган явили совсем в иных амплуа. Не как единое целое с остальными инструментами (оркестром на этот раз управлял британец Джереми Уолкер), но как яркую краску, эксцентричный голос, порой сознательно контрастирующий звуковому окружению. Этот образ создали органисты Моше Ариэль Ганелин и Евгения Кривицкая, которая в данном случае выступила в качестве не только исполнителя, но и конферансье, объяснив зрителям неординарную концепцию выбранного репертуара.
Программа получила название «Музыкальные инсталляции». И действительно, подобно тому, как в современных арт-проектах часто используются нестандартные предметы или же традиционные материалы трактуются по-новому, в концерте второго вечера фестиваля публика услышала, наряду с совершенно непривычно прозвучавшим органом, детские свистульки, пустые жестяные ведра и заводную обезьянку.
Органистка, куратор программы фестиваля Евгения Кривицкая, дирижер Джереми Уолкер и актер Петр Татарицкий
Причем, как подчеркнула Кривицкая во вступительном слове, подобные эксперименты — прерогатива вовсе не только авангардистов. Один из «хитов» программы — «Детская симфония», приписываемая Йозефу Гайдну (по другой версии, ее автор — отец Моцарта Леопольд). В ней как раз солисты играют на игрушечных инструментах. Другое же сочинение с крайне оригинальным составом — Con moto morto Юрия Каспарова. И здесь внешняя несерьезность используемых предметов (помимо 12 струнных и органа — четыре ведра и заводная обезьянка) контрастировала трагизму темы: произведение родилось у композитора как реакция на теракт 11 сентября 2001 года.
Неожиданным, хотя и органичным сочетанием выглядел микс «Гоголь-сюиты» Шнитке с фрагментами из прозы Гоголя, прочитанными актером Петром Татарицким. Затем та же идея была развита уже в музыке нашей современницы Анжелики Комиссаренко «Лабарданс для чтеца, органа и симфонического оркестра». Завершился вечер «Единством противоположностей» — именно так называется Концерт для органа, рояля и двух струнных оркестров Давида Кривицкого (солисты — Евгения Кривицкая и Константин Емельянов). Масштабная философская партитура, изобилующая яркими контрастами и оригинальной трактовкой органа, прозвучала в Казани впервые.
От противоположностей — к единству
А на третьем концерте фестиваля орган опять вернулся в позднеромантическую стихию. И кульминацией здесь стало исполнение «Прометея» («Поэма огня») Скрябина, 150-летие которого в этом году широко отмечается. В авторской партитуре, помимо оркестра (здесь ГАСО РТ руководил Антон Шабуров), хора, фортепиано (Мирослав Култышев) и органа (Даниэль Зарецкий), фигурирует еще и строчка для цветовой проекции — Luce.
Дирижер Джереми Уолкер
Увы, она почти никогда не исполняется — по понятным техническим причинам. Не было «светомузыки» и здесь. Однако светом было наполнено само экстатическое звучание этого грандиозного состава музыкантов. И орган в этом контексте воспринимается уже не просто как король инструментов, но как голос свыше — квинтэссенция сакрального, надчеловеческого.
Скрябин создавал свое сочинение в 1910 году — тогда многие предчувствовали грядущие потрясения не только в России, но и в мире. И в каком-то смысле, при всей своей оторванности от земных проблем, музыка Скрябина оказывается напоминанием того, что, несмотря на все национальные и государственные различия, человечество едино. Более актуальный посыл сегодня сложно представить.
СЕРГЕЙ УВАРОВСсылка на оригинал статьи:
« назад