«Музыкальные инсталляции»
В ГБКЗ им. Сайдашева Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан (ГАСО РТ) под управлением Александра Сладковского проводит III Международный органный фестиваль. Создатель фестиваля - главный дирижер ГАСО РТ Александр Сладковский.
Ведущая концерта 19 марта - Евгения Кривицкая. Дирижер - Джереми Уолкер (Великобритания).
Г.Ф. Гендель, Концерт для органа и камерного оркестра «Кукушка и Соловей». Солист - лауреат международных конкурсов, призер премии «Органист года» Моше Ариэль Ганелин. Светлое, теплое начало. Орган - в таком же дружелюбном ключе. Поддерживает всю структуру клавесин. Интересны переходы между мажорными и минорными партиями, нетипичные для сочинений классицизма и барокко. Мелодия - танцевальная, и тут орган начинает олицетворять созвучия кукушки и трели соловья. Начинается их диалог. Сразу же обстановка становится шаловливой, в начале следующей органной партии дирижер играет на свистульке в форме птички. Но вот орган начинает тезисную часть -появляются нотки рока, несогласия. Дисскуссионные моменты развивает оркестр. Орган у Моше Ариэль звонкий и по большей части легкий, не исполненный лирического фатализма. У Уолкера особенно удаются грустные пассажи, их он украшает с особым удовольствием и шармом. К минору он подходит с осторожностью и пиететом, что интересно. Протестантский стиль дирижера делает упор на функциональной прагматичности. ГАСО РТ представлен струнными секциями, стиль барочный, хотя и не настолько пышный, а больше сдержанный. Орган и оркестр почти не играют вместе, лишь как перекличка. Реконструкторcкий элемент придает клавесин, который слышен в подзвучке. Тогда как струнные ответственны за дух. Великолепие скрипок ГАСО РТ ничто не заменит. Жирный аккорд органа в конце очень гармоничен с оркестром. Уолкер очень трепетно подходит к струнным, стараясь рисовать ювелирные фигуры.
Й. Гайдн, Детская симфония. Широко используются посторонние звуки - трещотка, пение птиц. Много малого барабана. Они добавляют воинственности, оркестр при этом дирижер оставляет на фоне. Тема - многообразие природы, ее проявления в общественной жизни. Скрипки замкнуты, бережливы. Красиво аккомпанируют им альты. Стиль Уолкера - Южная Европа, мягкий, бархатный канон обращения с темами. Дирижер взял спокойный тон, приветливый и ласковый. Представляется лазурный берег, лето, теплое солнце. По контрасту это широты Италии, Франции. В этом же стиле - первые скрипки. Остальные струнные сравнительно редки и приглушены, однако выстроены в красивейшие поддержи. Можно было бы описать вторую часть произведения как танец, ритмичное исполнение молодой дамы и юноши-воина благородного происхождения. Вначале они каждый представляют себя друг другу. Затем, когда растанцовываются, начинают изображать фигуры вместе. Движение у Уолкера практически стоит на месте, будто солнечный день не меняется. Хотя ритм -размеренный, танцевальный. И Уолкер -мастер сочетать такие контрасты, противоположности. Отдельная его особенность - солнечность, однако солнечность не американская, не тюркская, не арабская, не восточная, а именно европейская. Произведения экспериментальные, поэтому дирижер подходит к ним с осторожностью и серьезностью.
Ю. Каспаров. Con moto morto. Написана после теракта 11 сентября. Используются 4 ведра, игрушечная обезьянка, которую композитор использовал потому, что «все в хозяйстве пригождается», так принято в его семье. Начинается с боевого ритма на ведрах, он пугает, шокирует. Нижние струнные тревожные, сигнализируют о напряжении и опасности. У скрипок ГАСО РТ интересны скрипящие, вьющиеся трели. Произведение - аффект человека по происходящему в мире, реакция на шоковую терапию бесчеловечных проявлений общества. Оригинальное и профессиональное соло у «первого альта». Весь сюжет - хаотичный, бесформенный, бег не понятно куда, будто взявшись за голову, в ужасе. Ведра нагнетают обстановку, это действующая на нервы канонада. Как мировое зло не может не оставлять равнодушным и не может быть не замечено, так же как и не может быть понято. Когда ведра замолкают - образуется хоть какая-то передышка. Начинается часть ритмического диалога ведер. «Должен же быть какой-то выход», -будто говорят они. Необходимо успокоиться, подумать? От этого, правда, не легче. Появляется моральная нагрузка, сердце не обманешь. Тема - уязвимость мира в противовес человеческому ощущению, что все хорошо, и вере в то, что жизнь должна быть хороша. Однако слишком хрупкое существо человек.
Наступает путаница, градус хаоса возрастает, кульминацию этого знаменует орган. Мысли переплетаются, крутятся, смешиваются в единый густой накал, и будто вытекают в воронку. Уже невозможно разобрать, что происходит в голове и душе. Ведра отбивают ритмическое течение времени, как маятник. Очень красивый финал - на едином угасающем звуке, фантастическая мощь органа. Это символ примирения с действительностью, духовного смирения. Обезьянка в конце - метафора детства, символ нового будущего. И веры в то, что дети будут лучше, чем мы, и мир изменится. Вечная наивная вера человека в будущее...
А. Шнитке, Гоголь-сюита, фрагменты. Солистка – Евгения Кривицкая (орган). Аморфная структура, напоминающая бег на месте. Опять отличаются царапающие звуки у скрипок.
Часть 1 – «Поприщин». Чтец Петр Татарицкий декламирует сатиру Гоголя. Оркестр выполняет роль фона, добавляя звуки обстановки. Первая по-настоящему партия оркестра - вальс, трагичный, исполненный сатирического смирения с глупостью. Особо отличается флейта со своей протяжной, жалобной партией. Флейты у оркестра в этот вечер на высоте. Вальс содержит некоторую надежду на исцеление. Удивительно, как Уолкер попал в истинно российскую картину! Медные уже в котором концерте ГАСО РТ на достойном уровне: их безумный, кутежный танец - замечательное вкрапление в звуковое полотно о России. Тема - рефлексия и реквием по типажам российской культуры.
А. Коммисаренко, Лабарданс для чтеца, органа и симфонического оркестра (игра слов: лабардан - просоленная и провяленная треска, понравившаяся Хлестакову). Гоголь и его «Ревизор» в декламационной феерии. Мировая премьера. Читается биография Гоголя, от истории рождения до написания «Ревизора». Оркестр отсчитывает ритм, полностью предоставляет сцену актеру, рисуя лишь штрихи. Сравнительно много ударных, как идет ложь Хлестакова - начинается действительно настоящая феерия. Центральный вопрос -совесть. Как только про нее заводится разговор, произведение приобретает совершенно иной оборот. Оркестр хорош в этом карнавале: удивительно мягок, в контрасте с актером, не просто дополняя его, а смеясь, наблюдая на ревизора со стороны, понимая всю комедийность и нелепость происходящего. Татарицкий на этом произведении разыгрался не на шутку, превратив все в фарс со смехом всей планеты над героями «Ревизора», выложился с настоящими искрами и пламенем, устроив вакханалию на конечных криках «Лабардан-с!». Неплохой эксперимент от Татарицкого. Мощно.
Д. Кривицкий, «Сoincidentia оppositorum» (лат. «Единство противоположностей»). Орган - Евгения Кривицкая. Солист -Константин Емельянов (фортепиано). Стиль Кривицкой - таинственный, весь внутри. Фортепиано исполняет пассаж, знакомится с органом, тот отвечает ему слегка грозно, объемно и с напором. Отношение между ними описывают в спиралевидном движении струнные. Уолкер просто дает музыке литься. Соло второй скрипки олицетворяет вечность движения, бурный непримиримый орган поддерживает его. Рояль же против. Тема - рефлексия о мироустройстве, смысловой поиск через использование закона единства и борьбы противоположностей. Во второй части орган, конечно, бунтарский, а вот рояль - конформист. Грозный, умеренно бушующий орган массивен, могуч. Рояль же утончен и спокоен, цветущ в своей грации и доброжелательности. Можно было бы разделить произведение на отношения мужского и женского. Тем более, что рояль занимает эмоциональную сторону, а орган - рациональную: это доводы, размеренность. Струнные снова пытаются организовать диалог, выступить связующим звеном - любовью. Фортепиано окончательно расцветает. Тогда орган становится увереннее и благороднее. Но... Разочарование - гармонии нет, потому что кроме единства есть и борьба... Хотя и она, по закону изменений, переходит в идиллию. Местами Уолкер приближается даже к имитации фальши у струнных. Интересная метафора. Произведение в основном рациональное, в духе немецкой классической философии и, конечно, Гегеля. Это анализ, осмысление и поиск. И центральное место даже играет не орган или рояль, а именно оркестр. Финал - спокойное, мирное полное единение. У струнных это идея Бога, у органа - душевность и у рояля - одухотворенность. У Уолкера совершенно нет крайностей, скорее чарующее, милое спокойствие и отрешенность, миролюбие. Пожалуй, это наиболее привлекает в его интерпретациях.
На бис - орган и рояль решили заменить симфонический оркестр, а также импровизация органа на народную татарскую тему.
Идея фестиваля -творческое соревнование и в то же время содружество оркестра и органа. У ГАСО РТ появился интерес к экспериментальным постановкам.
« назад