Волшебная палочка дирижера
Говорят, что профессия дирижера самая сложная из всех музыкальных, поскольку именно дирижер несет ответственность за выступление всего оркестра. Он координирует работу музыкантов, которые смотрят на его руки и понимают, когда нужно заканчивать, когда начинать, когда необходима громкость или ускорение темпа. Благодаря этой четкой системе мы и можем слушать красивую музыку, которая трогает до глубины души, заставляет переживать, страдать, радоваться, верить. Именно такую блестяще отлаженную музыку можно было услышать во время второго концерта III Международного органного фестиваля, созданного художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан (ГАСО РТ), народным артистом России и Республики Татарстан, профессором Александром Сладковским.
Международный органный фестиваль, несмотря на свою молодость, уже приобрел постоянных поклонников. И это понятно, ведь гармоничное и в то же время необычное сочетание оркестра и органа позволяет расширить рамки и возможности коллектива оркестра, поднять статус органиста. Ежегодно мероприятие вызывает большой интерес благодаря разнообразию концертных программ и его участников. Вот и в этом году во время второго концерта свое мастерство татарстанцам продемонстрировал дирижер Джереми Уолкер, выпускник Королевского колледжа Лондона, который проходил стажировку в Венской Оперной Академии и сотрудничал со множеством известных коллективов. А с декабря прошлого года он является участником стажерской группы дирижеров государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Кстати, после окончания Королевского колледжа в Лондоне Джереми Уолкер продолжил обучение в Московской государственной консерватории им. Чайковского, он является учеником Геннадия Рождественского и Вячеслава Валеева. Он давно следил за деятельностью Государственного академического симфонического оркестра Татарстана, бывал на его концертах в Москве, слушал записи в интернете. А в прошлом году принял участие во II Международном органном фестивале в Казани. Так что в Татарстане молодой дирижер не первый раз.
Джереми Уолкер отмечает, что найти полное взаимопонимание с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан не сложно, поскольку его участники профессионалы с большой буквы. Они открыты ко всему новому и очень чутко улавливают все пожелания дирижера, поэтому работать с таким коллективом очень комфортно и приятно. Перед концертом у Джереми Уолкера было две репетиции и одна генеральная репетиция, и этого, как показал концерт, было достаточно для блестящего выступления.
Вечер открылся первым исполнением ГАСО РТ сочинения великого композитора эпохи барокко Георга Фридриха Генделя – концерта для органа и камерного оркестра «Кукушка и соловей». Детская симфония Йозефа Гайдна перенесла слушателей во времена Венской классической школы. Завершило первое отделение премьерное исполнение: ГАСО РТ подарил публике произведение современного композитора Юрия Каспарова Con moto morto, фантазия для четырех ведер, 12 струнных, органа и маленькой заводной обезьянки. Солист - лауреат международных конкурсов, призер премии «Органист года» Моше Ариэль Ганелин. Вторая часть концерта состояла из премьер произведений современных отечественных композиторов. Триумфом союза разных видов искусств стала мировая премьера сочинения Анжелики Комисаренко-Лабарданс для чтеца, органа и симфонического оркестра. Чтецом выступил актер Петр Татарицкий. Первое исполнение ГАСО РТ фрагментов из «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке продолжило фестивальный вечер. Казанская премьера концерта «Coincidentia oppositorum» («Единство противоположностей») для органа, рояля и двух струнных оркестров Давида Кривицкого, без преувеличения, украсило фестиваль. Партию фортепиано исполнил один из самых талантливых молодых пианистов страны Константин Емельянов. Во втором отделении с органными партиями выступила профессор Евгения Кривицкая. За дирижерским пультом – Джереми Уолкер.
- Очень интересно сочетание оркестра с органом, - говорит Джереми Уолкер, - потому что орган уже сам по себе оркестр, и совсем непросто соблюсти баланс, чтобы было гармоничное слаженное сочетание, нельзя, чтобы оркестр перебивал орган или наоборот. Вообще, у органа много потрясающих возможностей, и я надеюсь, слушатели сегодня в полной мере смогли это оценить во время такого замечательного концерта. А профессия дирижера важна в том плане, что одно и то же произведение может звучать по-разному у разных специалистов. Да, конечно, ноты расписаны, но в отдельных случаях допустимы вариации, импровизации, многое зависит от эпохи, в которую создавалась музыка, от ее стиля, исполнительских традиций. Что касается знания музыки наизусть, дирижер, как правило, знает произведение наизусть и справляется без партитуры, но я считаю, что партитура должна быть во время концерта, особенно когда это касается сложной музыки современных композиторов.
Задача дирижера – дать оркестру сыграть музыку ярко, эмоционально, слаженно. Именно так и работает молодой талантливый дирижер Джереми Уолкер. Надеемся, что он еще не раз приедет в Казань и будет радовать татарстанцев своим мастерством.
Ссылка на оригинал статьи:
« назад