В Казани симфонически отметили юбилей Мишеля Леграна
В Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошёл праздник джазовой музыки Мишеля Леграна. За атмосферой концерта следил культурный обозреватель «Казанского репортера».
Уже не в первый раз на афише Государственного академического симфонического оркестра Татарстана появляется многообещающее и манящее название «Феерия симфоджаза». Меняются дирижёры, солисты, программа, но каждый раз остаётся послевкусие сказочного волшебства, побуждающего внимательно следить за программой оркестрантов: когда же вновь появятся эти два таинственных слова на афишной тумбе симфоников.
И вот на исходе февраля меломаны вновь получили возможность окунуться в мир sweet music, как иногда называют симфоджаз. Содержательное наполнение этого термина, введённого в употребление американским дирижёром и джазовым скрипачом Полом Уайтменом в двадцатых годах прошлого столетия, трудно раскрыть в двух словах. Это, скорее, область для творческих музыкальных экспериментов, где эмоциональная романтическая оркестровая музыка примеряет на себя формы и ритмы афроамериканского фольклора. У этого музыкального стиля есть и дата рождения, и «отец»: в декабре 1893 года чешский композитор Антонин Дворжак в своей Девятой симфонии «Из нового света» дал начало новой музыке, которая впоследствии стала называться симфоджазом.
Нынешнее выступление Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан было посвящено творчеству французского композитора, пианиста, аранжировщика, дирижёра и певца Мишеля Леграна. 24 февраля, буквально за два дня до концерта, ему исполнилось бы 90 лет.
На подиум поднялся Дмитрий Васильев – талантливый, креативный, стильный, не боящийся смелых экспериментов дирижёр и художественный руководитель Омского академического симфонического оркестра. Классика, симфоджаз, киномузыка и музыкальный авангард – всё в равной степени подвластно ему. Несколько лет назад он принял участие в фантастическом фотопроекте, показав, что рисует в воздухе его палочка с прикреплённым светодиодом. На большой выдержке на снимках остался световой след, который для зрителя почти неуловим, – парение музыки и энергия дирижёра.
Программу открыла интродукция к кинофильму «Лето Пикассо». Эта драма 1969 года, созданная по рассказу Рэя Бредбери «В тихую погоду», в котором супружеская пара во время каникул на французском побережье чудесным образом встречается с Пикассо, оказалась проваленной ещё на стадии съёмки. На экраны фильм так и не вышел, его показали только по телевидению. Единственное, что, по мнению Брэдбери, скрашивало фильм, было прекрасное музыкальное сопровождение: музыка Мишеля Леграна и голос Барбары Стрейзанд. Созданные композитором мелодии тронули сердца и членов Академии кинематографических искусств и наук, которые в 1971 году удостоили её премии Оскар за «Лучший оригинальный саундтрек». Это был второй Оскар композитора, первый ему принесли «Шербургские зонтики». В интерпретации Дмитрия Васильева, чьи движения были стремительны и порывисты, интродукция к кинофильму «Лето Пикассо» в полной мере отразила суб-психоделическое анимированное фэнтезийное содержание картины: музыка обволакивала как тяжёлое наркотическое вещество, полностью изменяющее привычное мировосприятие.
Контрастом к этому прозвучало «Посвящение Мишелю Леграну», созданное Михаилом Ивановым (фортепиано) и Андреем Ивановым (контрабас) и Александром Зингером (барабаны). Лёгкое, почти невесомое, оно существовало в ожидании солнца, которое обязательно должно вернуться и снова согреть… Михаил Иванов обладает ярким и самобытным талантом композитора. Его творчество музыковеды относят к новой странице современного неоклассицизма в музыке. Вместе со своим братом Андреем он обладатель Гран-При престижного The Europe Jazz Contest в Брюсселе. Прожив шесть лет в Европе, Ивановы с неизменным успехом выступали на фестивалях North Sea Jazz Festival (Нидерланды), Montreal Jazz Festival (Канада), Montreux Jazz Festival (Швейцария), Belga Jazz Festival (Бельгия)… Один из лучших джазовых барабанщиков России Александр Зингер выступал с Деборой Браун, Джорджем Гарзоном, Фрэнком Лэйси, Грегори Портером, Джимми Оуэнсом, Давидом Санчесом, Роем Харгроувом…
Надо сказать, что состав исполнителей в этом концерте действительно был звёздным. На сцену в этот вечер вышли ещё и один из ярчайших саксофонистов современной джазовой сцены Антон Румянцев, работавшему в оркестрах Анатолия Кролла, Олега Лундстрема, Георгия Гараняна и Игоря Бутмана, и самая яркая и разноплановая московская джазовая певица с неповторимым тембром Полина Орбах, и мастер джазового вокала российская и грузинская певица с чарующим, магнетическим, бархатным голосом Этери Бериашвили.
Звучала музыка к знаменитым кинофильмам, шедеврам мирового кинематографа – «Шербурские зонтики», «Девушки из Рошфора», «Афера Томаса Крауна», «Зимняя грусть саксофона», «Мелодия любви», «Мужчина и женщина». Каждое произведение превращалось в своеобразный мини-спектакль. Jazz Jam Session, блистательно исполненный музыкантами, вызвал восторг у собравшихся в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева, и меломаны неоднократно принимались аплодировать наиболее удачным импровизациям. Всё было фееричным – и «фирменный» звук в сочетании с взрывным музыкальным темпераментом Антона Румянцева, и хитроумные пассажи и причудливое переплетение линий-голосов в игре Михаила Иванова, и ритмическая мощь и смелые диссонансы Андрея Иванова, и безудержная неистовость Александра Зингера.
И, конечно же, в который раз оркестранты Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан доказали, что их возможности поистине безграничны. Им подвластно всё – и блистательное исполнение симфонических сочинений, и трепетно-бережное воспроизведение татарского музыкального национального наследия, и смелая импровизационная джазовая манера игры, и постмодернистское звучание при исполнении современных андеграундных opus’ов.
Полтора часа длился концерт. И всё же у зрителей осталось ощущение, что «Феерия симфоджаза» закончилась слишком быстро. Овации не смолкали даже тогда, когда музыканты оркестра один за другим покидали сцену. И, разумеется, публика не спешила покидать здание, обмениваясь впечатлениями в фойе у гардероба.
Наверное, это и есть лучшее из признаний в любви к Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Татарстан, сумевшему покорить сердца не только зарубежных меломанов, но и снискавшему заслуженную славу в своём родном городе, опровергнув пословицу об отсутствии кумиров в своём Отечестве.
Ссылка на оригинал статьи:
« назад