«Белая сирень»-2021
В ГБКЗ им. Сайдашева Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан провел фестиваль элитарного искусства им. С. Рахманинова «Белая сирень». Художественный руководитель фестиваля - Александр Сладковский.
Л. Бетховен, Увертюра «Эгмонт». Эпиграф - «Герои умирают, но лучшие из них становятся людьми». Подход к нотам вначале очень избирательный и возвышенный. Интересно чередование постепенности и повышенной громкости. Начало неторопливо, оркестр говорит: «внимание, присмотритесь к деталям». Звуковая картина ГСО РТ стала еще более детализирована. Как переход изображения от HD к 4К. Настрой героический. Возвышенное изображение человека - в следующем за началом фрагменте. ГСО РТ будто делает вывод: из мелочей и складывается герой. Общее - собрание частного, картину создают мелочи. Как в случае с героем - ежедневный скрупулезный труд. Третий фрагмент - и вовсе перемены трагического и радостного. Как изображение, что героического масштаба личность имеет все то же самое, только в увеличенном масштабе. Повышенная громкость задает кураж и торжество мощи. У Сладковского это уже немецкая мощь порядка, помноженная на русский размах. Громкости созвучия позволяют проследить отдельно стоящие инструменты ГСО РТ. Некоторая социальная дистанция перешла и на музыку. Однако партии ГСО РТ густые, будто цементировано прикреплены друг к другу. Основная идея - конечно, судьба героя, плюсы, минусы, ответственность и определенные уступки, прощения.
И. Стравинский, Сюита из балета «Жар-птица». Гулкое басовое начало где-то «на задворках». Необычный Стравинский здесь осторожен и даже пуглив. ГСО РТ особенно не похож здесь на себя. Главный эксперимент начала - фокусы звукоизвлечения. Начинается «человеческая» тема, обычная - но не тут-то было: и фортепиано - как осколочное стекло, и быстрые виражи струнных похожи на пробегающих пауков по вьющимся паутинам. Вообще, все действие - где-то в заколдованном подземелье, темном, одновременно таинственно-теплом, притягательном. Стравинский у ГСО РТ получается харизматично, будто это родной для оркестра автор. Конечно, ГСО РТ ставит целью выделяться. А тут - целое поле для экспериментов. Поскольку партии итак сильно не похожи друг на друга, выделять их громкостью, похоже, уже не нужно. Мощь и помпезность стали фишкой ГСО РТ. Несмотря на настолько различные темы, произведение удивительно цельное. Похожая на плясовую часть - степная, игривая. Тут ГСО РТ начинает звучать с татарской энергичной окраской половецких плясок, бега лошади. До этого Стравинский был по-технически западным, «инженерным чудом». А тут оркестр расходится, разливается вширь, как река. Наплывы похожи на цунами. Интересный и необычный эксперимент у оркестра, снова мощи и задора через край. Внезапно вдруг включаются на спокойной части островные виды умиротворенной деревушки где-то в Британии. Правда, с первым же отрицанием этой темы становится понятно, что продлится это затишье недолго. Объединяет все части одна идея: во всем этом есть порядок, причем один и тот же для всего, только мы его не видим. За внешне разными культурами стоит один поиск. Тут - индукция: сначала отдельные детали, затем унисон струнных. Поразительная тема Божественности - подобна восходу солнца, заре. Нарастающая и открывающаяся все больше. Удивительные трубы здесь в авангарде. Финал - космичен, мысль, вышедшая на уровень галактик и Вселенной. Видна даже черная дыра. В конце - жирная точка, как в Голливудском хэппи-энде. Произведение научное, протестантское по основе: объясняя законы мироздания, мы проникаем за их обратную сторону и видим там единый мир. И это уже слияние физики, космологии и философии. «Жар-птица» - особый успех ГСО РТ, жемчужина фестиваля.
Л. Бетховен, 9 симфония. Солисты - Наталья Павлова (сопрано), Ирина Шишкова (меццо-сопрано), Сергей Семишкур (тенор), Дмитрий Григорьев (бас). Участвует Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова.
Начало вполне Бетховенское - серьезное, роковое. Портрет человека перед выбором, мечущийся, безусловно одаренный, имеющий множество путей для реализации. Многогранная личность нежна, ранима. Тонкая душа сочетается с бурной энергичностью. Ошибки, самокритика - все это изображает ГСО РТ. Наиболее интересной выглядит перекличка струнных, знаменующая внутренний конфликт. Струнные у ГСО РТ стали за период пандемии более объемными. Духовые развивают «жирный звук». Особенно привлекает прием стаккато у медных. На средних тембрах струнные бесподобны. Интересен светлый, солнечный звук флейты. ГСО РТ из зала ГБКЗ как будто играют на весь мир - таков охват миссии оркестра. Сюжет I части симфонии - творческий поиск себя. Методом проб и ошибок. Гениальными триумфами и фатальными провалами.
II часть. Деятельная, в узорах фрактальной геометрии. Игра паузами удалась. Напоминает Большой взрыв - образование всего из точки, без остановки. И паузы здесь являются тоже будто музыкой, штрихом, никак не пустотой. Протестантская трудовая идея отрицает фатализм I части. Движение спиралевидное - круговое, вместе с этим с расширением. И вроде бы замедление есть, но... Оказывается это была лишь подготовка к прыжку, трамплин. Весь процесс начинается заново, уже на более высокой ступени. С большими усилиями героя, упорством. Ударные отлично показали себя на вставках.
III часть. Вальяжная и мягкая. Картина пробуждающегося утра - ласкающие лучи, вялые потягивания. У струнных вырисовывается плавный танец, будто катание на льду. У первых скрипок переливчатость получается на ура. Не узнать героя: какое-то смирение, созерцательность. Былой суеты нет - и действительно, что может быть приятнее красоты в видимом мире, и осознания Бога в жизни вообще? Нетипичная для симфоний композиция: тезис фатализма, антитезис активности и синтез богоискательства. С другой стороны - в жизни так и бывает. Жизнеутверждающий оптимизм - результат изучения в красоте Божественной силы.
IV часть. Самонадеянная и бунтарская в начале. Резкие зачеркивания, отсекающие штрихи. Отмена нагромождений. Поиск гармонии в простоте, звучит «Ода к радости». Творческая эволюция героя - от внешнего хаоса к одушевленной простоте. Капелла в оптимистичных протестантских уверенных традициях. Вокалисты показали себя восхитительно, как в сольном пении, так и в групповом. Придавая произведению Вселенский, мировой масштаб. Эта симфония у ГСО РТ - пожалуй, наиболее сильное исполнение произведения с хором в Казани. Как, конечно, вокалисты настолько вытягивали на фортиссимо, остается догадываться. Остроумный ведущий концерта Ярослав Тимофеев говорил об отсылках к «Джеймсу Бонду» и «Звездных войнах» в исполнении ГСО РТ, в 9 симфонии же, раз уж идет сейчас футбол, можно вспомнить о гимне Лиги чемпионов, в котором участвует хор. Мощный пассионарный импульс вокалистов заряжает. Никакого упадка - вера, старание, нравственность. Этим и покоряет Бетховен в исполнении ГСО РТ. Катарсис в том, что внешняя деятельность и талант включили труд, свет души.
Фестиваль уверенно эволюционирует вместе с красующимся на вершине восхождения на Эверест, если вспомнить цитату гениального Дениса Мацуева, госоркестром Татарстана. Браво, «Белая сирень»!
Руслан АХМЕТОВ.
« назад