Сладковский открывает Десятый Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» великолепной симфонией «Eroica»
Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» - Бетховен: Ван Юйцянь (пианист), Государственный симфонический оркестр РТ / Александр Сладковский (дирижер). Прямая трансляция из Концертного зала имени С.Сайдашева, Казань, 3.4.2021.
Бетховен - Увертюра «Эгмонт», Op.84; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор, Op.15; Симфония №3 «Героическая» ми-бемоль мажор, Op.55
В этом году исполняется 10 лет Международному фестивалю «Рахлинские сезоны» в Казани, посвященному дирижеру-основателю оркестра Натану Рахлину. Примерно три года назад я присутствовал на концерте-открытии в Казани, где этот оркестр под управлением музыкального руководителя Александра Сладковского впечатляюще исполнил Вторую симфонию Рахманинова. В этом году исполняется десять лет с того момента, как маэстро Сладковский возглавляет этот коллектив, и, кажется, оркестр с каждым годом звучит лучше. В 2021 году в программу фестиваля входят все симфонии Бетховена, включая Пятую симфонию, которую оркестр исполнял на концерте-открытии в сентябре прошлого года.
Это продемонстрировало то, что у казанских музыкантов Бетховена в крови не меньше, чем Рахманинова и Чайковского. Возможно, это потому, что Сладковский получил раннее музыкальное образование в Германии и сумел уловить звучание австро-немецкой классики. Безусловно, эти музыканты могут адаптироваться к самому разнообразному репертуару. Вероятно, овладеть мастерством игры австрийской классики труднее, чем музыкой композиторов эпохи позднего романтизма, и вопрос здесь не в исполнении музыки какого-то определенного периода.
Качество звука струнных и живое звучание деревянных духовых инструментов на фоне игры на медных духовых было необычайным. Я слышал это сочетание в различных русских симфониях, также у Малера и Штрауса, но не ожидал от казанских музыкантов такой яркости звука. Сладковский, похоже, принял несколько иной план рассадки музыкантов, оставляя некоторое пространство между секциями оркестра и занимая центр концертной сцены, оставив пространство от задней стены зала. Это помогло улучшить звучание с меньшим количеством музыкантов на сцене.
Вступительная увертюра «Эгмонт» явилась хорошей подготовкой к тому, что должно было произойти; это было драматично и захватывающе, и здесь у русских в крови видно благородство и героизм. Валторны были великолепны и иногда звучали почти как натуральные инструменты, деревянные духовые инструменты сверкали чистой интонацией, а суровые басы придали произведению Бетховена серьезность. Сладковский хорошо изобразил две противоборствующие силы: медленное, полновесное начало, против одушевленного страстного Аллегро, все до того, как деревянные духовые инструменты возвещают ликование победы и преображение героя Бетховена после смерти, а также освобождение угнетенных в трагедии Гёте.
Было интересно услышать, как молодой китайский пианист играет с этим оркестром; более привычно слышать русского солиста в сотрудничестве с музыкантами Сладковского, но сейчас на Запад идет постоянно растущий поток азиатских музыкальных талантов, предлагающих как музыкальность, так и виртуозность. Должен признать, что этот молодой музыкант был мне неизвестен, поэтому я ввел имя г-на Вана в Google, и в результате появилась Yuja Wang! Я сомневаюсь, что этот прекрасный молодой музыкант когда-нибудь добьется всемирной известности своей соотечественницы, но, безусловно, благодаря этому выступлению ему обеспечена прекрасная карьера в грядущие десятилетия.
Ван Юйцянь родился в Чанчуне в 1999 году и учился у профессора Ген Цзэня до 2017 года, затем он поступил в Казанскую консерваторию, где в настоящее время учится у профессора Бурнашевой. Он уже получил несколько призов на многочисленных фортепианных конкурсах в Китае, России и Европе. В 2019 году он получил главный приз на Международном конкурсе Шопена в Гонконге. У него тонкая музыкальность и изящное прикосновение к клавиатуре.
Первый фортепианный концерт был виртуозным в первом Аллегро, где дирижер предоставил солисту все возможности для самовыражения, и Ван с восхитительно прекрасной орнаментацией клавиш на Steinway показал, почему он такой перспективный. В Адажио была очаровательная игра, солист воспроизводил восхитительные, похожие на песню гармонии, временами рефлексивно, демонстрируя огромную красоту перед солнечным финальным Аллегро, которое было захватывающе ярким, где Ван вступил несколько резко, но был хорошо поддержан скрипками, и зарождающиеся очаровательные народные танцевальные мелодии окончательно завершились яркой оптимистической финальной кульминацией. Ван Юйцянь вернулся, чтобы исполнить на бис китайскую народную колыбельную под названием «Луна», в которой этот юный талант сумел запечатлеть всю живописную восточную красоту.
В великой симфонии «Героическая» было потрясающим слышать роскошный струнный тон в Allegro con brio - звучание совершенно отличное от того, что можно ожидать от русского оркестра. Отлично играла первая валторна, а также кларнет. Сладковский уделил на репетиции время тому, чтобы создать у этого оркестра классическое звучание Бетховена. Всего неделю назад я слушал их симфонии Рахманинова и восхищался пышной, бархатистой игрой на струнных, однако здесь, в Бетховене, у них был более сдержанный тон, в отличие от того, как обычно играют русские оркестры. У Сладковского слева были тридцать одна первые и вторые скрипки, перед ним девять виолончелей, а справа - двенадцать альтов и восемь контрабасов.
В Marche funebre. Adagio assai, оркестр играл на прекрасном пианиссимо в первых тактах, а партия деревянных духовых инструментов была проницательна; больше всего меня впечатлили валторны и соло Сергея Антонова. Фразировка и смысл пауз были превосходно переданы дирижером, и хотя перед ним лежала партитура, за весь вечер он едва перевернул страницу. У него очень тонкое чувство границ и структуры, и трагедия музыки проявилась во всей глубине похоронного марша Бетховена. В скерцо меня поразил бодрящий темп, и снова валторны в Трио и игра на флейте Венеры Порфирьевой, временами дирижер чуть ли не танцевал в очень оживленных ритмах. В финале Allegro molto, игра была страстной, с превосходно исполненными вариациями деревянных духовых инструментов, которые были подхвачены каждой группой оркестра, полностью охватывая жизнерадостность бетховенской «Героической». Это был незабываемый концерт, один из лучших, что я слышал за последний юбилейный год Бетховена. На бис казанские музыканты исполнили «Венгерский марш» Берлиоза перед ликующей публикой, в которую входила группа немецких музыковедов из Российско-немецкой музыкальной академии, а также стоит упомянуть, что президент Татарстана Рустам Минниханов адресовал свои приветствия участникам, гостям и организаторам фестиваля. Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» продолжает исполнение симфоний Бетховена в апреле, некоторыми из которых будут дирижировать французские и немецкие дирижеры.
Грегор Тасси
перевод статьи
« назад