"Чайковский - 2020"
Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
|
Симфония № 1 соль минор, «Зимние грёзы», op. 13
Симфония № 2 до минор, «Малороссийская», op. 17
Симфония № 3 ре мажор, «Польская», op. 29
Симфония № 4 фа минор op. 36
Симфония № 5 ми минор, op. 64
Симфония № 6 си минор, «Патетическая», op. 74
Симфония «Манфред» си минор, op. 58
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, op. 23 (Александр Малофеев) [34.10]
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль мажор op. 44 (Борис Березовский) [39.48]
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор op. 75 (Максим Могилевский) [40.05]
Концертная фантазия для фортепиано с оркестром соль мажор, op. 35 (Мирослав Култышев) [34.20]
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, op. 35 (Павел Милюков) [36]
Вариации на тему рококо, op. 33 (Борис Андрианов) [19.06]
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан / Александр Сладковский (дирижёр):
Sony Classical [10 CD дисков] запись г. Казань июль 2019 в ГБКЗ им. С.Сайдашева [519:15]
Релиз бокс-сета «Чайковский-2020» приурочен к 180-летнему юбилею П. И. Чайковского и десятилетию руководства Александра Сладковского Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Записанные ими циклы симфоний и концертов Д. Шостаковича на фирме Мелодия стали прекрасно принятой увертюрой к дальнейшим работам великолепного оркестра из Казани. ГСО РТ также записали нескольких симфоний Г. Малера для Мелодии; однако я впервые услышал записи произведений П. И. Чайковского в их исполнении.
Ганс Келлер писал: «Чайковский – по-настоящему невротический композитор». Однако на родине композитора он воспринимается совершенно иначе, и, действительно, Келлер писал, что симфонии Чайковского предвосхищают симфонические произведения Малера и Шостаковича. «Мир симфонической музыки навсегда изменился после исполнения этой Шестой симфонии». Александр Сладковский отмечает: «Для меня Чайковский - русский Бетховен - наш ведущий симфонист и композитор невероятной энергетической силы. Несмотря на весь трагизм, который есть в симфоническом наследии Чайковского, в наших интерпретациях будет сила, свет и любовь».
Я решил сравнить некоторые из самых знаменитых сборников симфоний Чайковского; запись Мариса Янсонса и Филармонического оркестра Осло (1985-7) на лейбле Chandos, запись цикла симфоний на Pentatone (2015) Михаила Плетнёва и Российского национального оркестра, и сборник симфоний Владимира Юровского с Лондонским филармоническим оркестром на лейбле LPO (2006-12).
А. Сладковский М. Янсонс М. Плетнёв В. Юровский
Симфония № 1 45.09 43:57 46.06 41.35
Симфония № 2 34.15 34.03 32.08 32.41
Симфония № 3 46.06 44.52 46.21 44.22
Симфония № 4 42.28 41.30 42.53 43.17
Симфония № 5 45.35 43.11 47.11 41.30
Симфония № 6 46.37 43.30 46.50 46.44
Манфред 56.56 53.20 59.29 59.02
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан восхитительно исполняет Симфонию № 1 «Зимние грезы» и предлагает несколько исключительных соло на флейте, кларнете, фаготе и гобое, с изумительным сопровождением струнных и превосходной игрой медных духовых. Прекрасная кларнетовая партия Артура Мухаметшина и бесподобная динамика, развиваемая Александром Сладковским в Allegro tranquillo. В Adagio cantabile Сладковский обнаруживает сходство с русской национальной школой в некоторых превосходно исполненных фразах, воплощённых в народной музыке, что не всегда очевидно. Красочное исполнение Scherzo демонстрирует всё мастерство дирижёра и выявляет виртуозность музыкантов. В Andante Lugubre Александр Сладковский доводит эту замечательную симфонию до великолепного завершения, блестяще изображая красочный праздник с русской народной песней, украшенной на протяжении всего финала тромбонами, тубой, тарелками и большим барабаном, изображающими к кульминации великолепное празднование. Для сравнения, Михаил Плетнёв в своих циклах для DG (Deutsche Grammophon) (1996) и Pentatone (2015) принимает любопытные решения относительно темпов, особенно в открывающей и завершающей частях. На мой взгляд, подобная игра с темпами здесь не обоснована. В его записи Симфонии № 1 есть намек на Н. Голованова – маститый дирижёр был неосторожен с быстрыми темпами в операх и оркестровых произведениях. Николай Семенович Голованов объяснил это тем, что он тоже был композитором. Как и у Михаила Плетнёва, его интерпретация больше похожа на зимний кошмар, чем на обещанные грезы.
Симфония № 2 выгодно отличается тем, что Александр Сладковский пристально следит за деталями и раскрывает всю красоту и романтизм произведения. Меня вновь поразила – и это заметная особенность всего цикла - фантастическая духовая секция этого оркестра: великолепная игра валторн, превосходная глубина каденции виолончелей, энергичные ритмы драматичного исполнения и восхитительная игра на флейте Венеры Порфирьевой! Её виртуозное исполнение полностью совпадает с игрой Андрея Шубина на гобое, и вновь Александр Сладковский демонстрирует близость с национальной школой при помощи деликатных ритмов, прекрасных литавр и по-прежнему превосходных деревянных духовых. Штриховая дисциплина у струнных оркестра в сочетании с богатством структурных нюансов великолепна. Я могу сравнить это прекрасное исполнение только с исполнительским уровнем Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и Мариинским оркестром - здесь трубы, тромбоны и валторны придают выразительный колорит партитуре Чайковского.
Никогда прежде Симфония № 3 «Польская» не была для меня столь убедительной ни в концертном исполнении, ни в записях, однако здесь татарстанские музыканты создают победный симфонический шедевр, в котором каждая группа оркестра играет, выходя за рамки своих возможностей. Александр Сладковский позаботился о том, чтобы его музыканты тоже поверили в эту музыку, предоставив им возможность создания величественного выступления. В первых фразах Introduzione e allegro духовые инструменты развивают истинную призрачную атмосферу, подхваченную струнными. Эффектная роль духовых, увлекающее развитие и превосходная кульминация представляют захватывающе драматическое изображение романтизма Чайковского. Примечательно, что звуковой образ, достигнутый звукорежиссерами, очень хорош в распределении между группами оркестра и в полной мере использует преимущества зала. Вновь замечательное исполнение духовых инструментов и великолепная игра скрипок под руководством Алины Якониной в Alla Tedesca. Andante отличается блестящей игрой на флейте Венеры Порфирьевой и великолепно живыми валторнами в Scherzo. В финале Allegro con fuoco волшебные флейты, кларнет и валторны ведут к драматическому, красочному, захватывающему, торжествующему кульминационному моменту. Триумфальное исполнение недооценённой симфонии - ключевой момент этого сета.
Теперь мы подошли к симфонии «рока», в которой П. И. Чайковский достиг вершины симфонической музыки, сила гения которой сопоставима с Пятой симфонией Бетховена. Бурное вступление Andante sostenuto - одна из самых впечатляющих и страстных музыкальных тем всей романтической школы, и здесь Александр Сладковский ведет своих музыкантов порой в невероятном темпе и часто наравне со знаменитой записью Е. А. Мравинского 1960 года. Струнные, деревянные и медные духовые оркестра играют с максимальной скоростью. Я бы очень хотел услышать, как это потрясающее произведение звучит в зале! Важно то, что знакомая музыка звучит действительно ново, в струнных присутствует четкая слаженность, здесь они звучат просто удивительно, и ближе к концу первой части захватывающе изображается спуск в пропасть. Великолепное качество исполнения сохраняется в восхитительном Andantino, где струнные создают торжественное настроение, а деревянные духовые звучат, как пение лесных птиц, особенно флейта Венеры Порфирьевой в сочетании с фаготом Рамиля Сафина. В Scherzo виртуозность пиццикато струнных уже принимается как данность и подтверждает фантастическую музыкальность оркестрантов. Стандарт игры ГСО РТ удивительно высок, что вновь очевидно в будто разговаривающих деревянных духовых, опять же превосходных в своей музыкальности. Финальное Allegro con fuoco великолепно в своём устремлении к прекрасной кульминационной коде радости и счастья, благодаря которой эта популярная симфония изумительно сочетается с темой рока, превосходно исполненной валторнами.
Любой новый цикл должен сравниваться с записями Мариса Янсонса, и я рад сообщить, что сборник записей «Чайковский-2020» находится на одном уровне как по музыкальности, так и по качеству исполнения и интерпретации. Звукорежиссером стал заслуженный артист России Павел Лаврененков, которому великолепно удалось понять акустическую ценность Большого концертного зала им. С.Сайдашева в Казани. Следует признать, что в последние десятилетия как методы записи, так и музыкальные стандарты оркестровых музыкантов достигли более высокого уровня. Инструменты, на которых играют татарстанские музыканты, соответствуют высочайшим стандартам, и это соответствует их музыкальному дару и виртуозности, выгодно выделяя эти записи на фоне других коллекций.
В Симфонии № 5 Александр Сладковский представляет потрясающе героический рассказ, создавая чрезвычайно мощную интерпретацию, отражающую близость этой симфонии к великим сочинениям композиторов 19-го века, и прежде всего к симфоническому циклу Л. Бетховена, и даже предвосхищает Г. Малера. На каждом этапе симфонии Сладковский чутко раскрывает нюансы и трагические краски в музыке П. И. Чайковского, и мы вновь находим параллели с некоторыми из великих интерпретаторов прошлого века: В. Менгельберг, В. Фуртвенглер, А. Тосканини и Е. Мравинский. С первых тактов Andante звучит невероятно страстный импульс великолепных струнных вместе с траурно звучащей у кларнетов темой судьбы, а новая тема у кларнета и фагота приносит меланхолию и судьбоносную страсть. Фагот Рамиля Сафина звучит как голос судьбы, а в Andante cantabile струнные великолепно изображают почти военный марш - замедленный, не желающий подчиниться привычному ритму шага. Великолепное соло на валторне Сергея Антонова – виртуозность мирового уровня. Перед завершением мы вновь слышим восхитительные деревянные духовые, и, особенно гобой Андрея Шубина. Благодаря тонкой грани между элегантностью и печалью в Valse, allegro moderato чудесно прорисовывается тема вальса; флейта, гобой, кларнет и фагот поражают своей виртуозностью и музыкальностью. В финале Andante maestroso труба Дениса Петрова задает мрачный, жесткий пульс, а тромбон Руслана Валеева превосходно создает нарастающее напряжение, переходящее в заключительную великолепную кульминацию.
Именно сотрудничество Мариса Янсонса и Филармонического оркестра Осло в Симфонии № 5 стало признанной вершиной в музыкальном мире и на протяжении многих лет считалось лучшим. Исполнение Янсонса с отличными соло деревянных духовых превосходно, однако в подготовке к финальной коде ощущается сдержанность, в которой нет необходимости. Иногда в этой знакомой музыке можно обнаружить небольшие аспекты, придающие свежесть и новизну звучанию записей Александра Сладковского. Это часто отсутствует в записях Михаила Плетнёва, несмотря на безупречную виртуозность и музыкальность в записи на Pentatone; но здесь Сладковский лучше, чем Плетнев, который любит придумывать жесткие ритмы и сокращать фразы в этой симфонии, и часто даже лучше, чем Янсонс. Конечно, Александр Сладковский учился у латвийского маэстро, и, если бы Марис Янсонс мог услышать Симфонию №5 в исполнении своего ученика, подозреваю, он смотрел бы с небес, улыбаясь.
Был период, когда музыка П. И. Чайковского была в основном популярна благодаря балетам. Композитор Джон Айрленд сказал: «Мне всё еще нравится Чайковский, верите ли вы этому или нет. […] Я услышал первое исполнение его Шестой симфонии в Англии. Это просто сбило меня с ног. Никогда прежде я не слышал такую музыку».
«Патетическая» симфония – важная веха в русской симфонической музыке, снова шедевр, в котором дирижёр должен найти верный темп и убедительный способ представления трагедии этого произведения, не делая её чрезмерно драматичной и душераздирающей. К сожалению, музыка Чайковского была чрезмерно сентиментализирована, так как многие западные дирижёры делали акцент на трагедии и драматической меланхолии симфонии, не замечая философский аспект творчества Чайковского. В первой записи Михаила Плетнёва, сделанной в Лондоне с Российским национальным оркестром, сложилось отличное музыкальное партнерство, однако последующие записи на DG и Pentatone не соответствовали свежести и виртуозности выпуска 1991 года на Virgin Classics. Задача состоит в том, чтобы достичь виртуозности и музыкальности, которых лучшие дирижеры достигли в прошлом веке. Конечно, невозможно не отметить выдающиеся интерпретации Н. Голованова, А. Гаука, Е. Мравинского, Е. Светланова, В. Федосеева и нынешнего поколения российских дирижёров. Сладковский же в своём прочтении Симфонии № 6 ставит себя и своих музыкантов из Татарстана в прямую конкуренцию со своими предшественниками.
Александр Сладковский находит верное прочтение этой поздней симфонии, и намечает параллели с творчеством Г. Малера и Р. Вагнера, в музыке которых важным аспектом является именно симфоническое повествование. Вступительное Adagio, исполняемое контрабасами, скорбное соло фагота Рамиля Сафина, поддержанное струнными — всё это тщательно контролируется. После завершения прекрасных гармоний внезапный драматический взрыв Allegro non troppo оказывается захватывающим и свежим, будто изображает смерть художника с намёком на православную литургию. В Allegro con grazia прекрасное исполнение печального вальса, восхитительная виртуозность в блестящем Allegro con vivace - выразительнейшие интонации медных и деревянных духовых, с огромной силой поднимающиеся до неимоверной напряжённости. Великолепная игра флейты пикколо впечатляет. Потрясающе страстное звучание финала Adagio lamentoso, как в реквиеме, прекрасная игра валторн, труб, тамтама, необычайно выразительное исполнение скрипок, в котором отчаяние и безнадежность, и всё это завершается у низких струнных.
Симфония «Манфред», основанная на произведении Байрона, выделяется из цикла своим романтическим характером и является темой, к которой П. И. Чайковский обращается наряду с Р. Шуманом и Ф. Листом. Здесь татарстанские музыканты играют великолепно виртуозно и, конечно же, с первого такта Lento lugubre поражает превосходным исполнением деревянных духовых в сопровождении невероятно изящной игры струнных - особенно альтов и виолончелей. Изображение усиливается чрезвычайно красочной картиной живописной драмы медных духовых и прекрасными гармониями, исполненными на кларнете, фаготе, флейте и гобое. Арфа Натальи Антоновой поднимается в потоке страстной игры вплоть до последующего спада. В Vivace con spirito можно представить байроновское видение сказочной феи в радуге у водопада, столь хорошо изображенной деревянными духовыми, а скрипки во главе с Алиной Якониной создают в воображении удивительно фантастическую картину. Andante con moto покоряет прекрасной игрой деревянных духовых и струнных инструментов, будто оказываешься в русской сказке. В музыке ясно проявляется любовь композитора к природе – особенно это подчеркивает соло валторны, изображающее охотничий рог. Финал Allegro con fuoco великолепен в своём изображении Манфреда в адской оргии, приводящей к смерти героя, с использованием интонаций немецкого хорала. Александр Сладковский превосходно придерживается темпа, выявляя все нюансы этого произведения. Манфред является одним из самых ярких моментов этого цикла, и он более чем равен интерпретациям М. Плетнёва, Я. Юровского и М. Янсонса.
Используемые здесь темпы близки к темпам М. Плетнёва, Я. Юровского и М. Янсонса, но Александр Сладковский каким-то образом обнаруживает способ выявления подтекстов в партитуре, который будто ускользает от внимания остальных дирижёров. На всех этапах ему умело помогают его музыканты, изображая всю красочность и драматизм бессмертной музыки П. И. Чайковского. И вновь, несмотря на то, что я слушал эту симфонию очень много раз, в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан я слышу новизну, ранее не замеченную в других интерпретациях. Я понимаю, что ГСО РТ не исполняет эти симфонии так же часто, как другие оркестры, и кажется, что мы вместе с музыкантами участвуем в открытии чего-то нового в музыке Чайковского. В интерпретациях как Плетнёва, так и Юровского, Янсонса возникает ощущение, что музыканты исполняют произведения в сотый раз без какой-либо новизны, что, в общем, создает ощущение некоторой формальности. И это та причина, по которой нынешние записи лучше, чем коллекции от Pentatone, LPO и Chandos - новый подход к музыке без каких-либо ненужных изменений темпа или музыки, но с тщательным пониманием партитуры и замыслов композитора.
Проще говоря, если выбирать среди записей, то это будет сборник Александра Сладковского, который лучше в исполнении, интерпретации и превосходно качественной записи. Я не слышал недавних циклов С. Бычкова или В. Петренко, однако я рекомендую именно эти записи Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан на Sony Classical. Включение в запись не только привычных всем произведений, но инструментальных концертов, а также редко исполняемых произведений, представляет огромную привлекательность на конкурентном рынке.
Концертные пьесы представлены разными солистами, большинство из которых не были мне известны. Однако, почти все они - лауреаты конкурса имени П.И.Чайковского.
Концерт № 1 Чайковского для фортепиано с его громкими вступительными аккордами открывается чрезвычайно захватывающим выступлением солиста Александра Малофеева, демонстрирующим блестящий и виртуозный уровень музыкальности и артистизма. Игра 17-летнего музыканта чутко поддерживается Александром Сладковским и его солистами-музыкантами на протяжении нескольких прекрасных соло на кларнете, и, особенно, на флейте. Исполнение Малофеева необычайное, и удивительно, с какой живостью он исполняет это известнейшее музыкальное произведение, с какой яркостью и увлеченностью он исследует эту феноменально сложную работу. Этот концерт - яркий момент записанных концертных произведений. У Александра Малофеева большое будущее.
Прекрасное исполнение Второго фортепианного концерта Борисом Березовским с великолепными соло Алины Якониной (скрипка) и Михаила Гринчука (виолончель), в которых звучит вся лирика партитуры П. И. Чайковского. Красоту и элегантность произведения красноречиво усиливают медленные соло деревянных и медных духовых инструментов. Борис Березовский – величайший виртуоз фортепианной игры, в течение многих лет сотрудничающий с Александром Сладковским и Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Здесь у них есть четкое понимание каждого нюанса в партитуре Чайковского. В данном случае было решено использовать оригинальную партитуру, а не транскрипцию Зилоти. Между оркестром и Березовским сохраняется удивительно гармоничное единство, которое раскрывает весь блеск музыки Чайковского - потрясающе захватывающая кульминация в одной из лучших записей.
Новой особенностью этого релиза является завершенная версия Третьего фортепианного концерта. Максим Могилевский - выдающийся солист и педагог, дебютировавший в Московской филармонии в возрасте 13 лет. Он из удивительной музыкальной семьи: его прадед был другом С. Рахманинова, А. Скрябина и С. Кусевицкого. Эмигрировав в Китай, он преподавал там и в Японии и был одним из основателей японской скрипичной школы. Его дедушка был одним из основателей квартета имени А. К. Глазунова и другом Д. Шостаковича. Евгений Могилевский - отец Максима - победил в конкурсе пианистов имени королевы Елизаветы 1964 года. Максим сотрудничал со многими всемирно известными музыкантами и организовал фортепианные мастер-классы в Америке и Китае. Его ученик Джордж Ли завоевал второе место на конкурсе П. И. Чайковского 2015 года. Третий фортепианный концерт П. И. Чайковского редко можно услышать в концертном зале, однако это исполнение доказывает необходимость исполнять его чаще, поскольку это произведение отображает другую сторону композитора. Известно, что П. И. Чайковский умер, не успев завершить произведение. Однако ранее он попросил своего любимого ученика Сергея Танеева посмотреть только что завершённые Allegro brilliante, Andante и Finale, пообещав, что уничтожит музыку, если Танеев не одобрит ее. Из-за смерти композитора, С. Танееву пришлось самому оркестровать вторую и третью части и исполнить на премьере. Это сочинение было популярно в течение нескольких десятилетий; однако вышло из моды, и вариант этой музыки был использован для Седьмой симфонии (Чайковского) Семеном Богатыревым и Джорджем Баланчиным. Максим Могилевский представляет прекрасную работу и доказывает, что это произведение следует воспринимать более серьезно в качестве прекрасного примера концертного репертуара П. И. Чайковского. Александр Сладковский и оркестр чутко следуют за исполнением солиста. Данная работа, безусловно, полна захватывающих красочных идей, воплощённых Максимом Могилевским на самом высоком уровне.
Еще одна необычная вещь - Концертная фантазия, которая датируется 1884 годом. Впервые была исполнена Сергеем Танеевым и имела популярность в течение многих лет, пока странным образом не была забыта вплоть до XX века. Примечательно, что ее первая запись была произведена Ноэлем Мьютоном-Вудом в 1951 году. Здесь солист - петербургский пианист Мирослав Култышев, завоевавший вторую премию на конкурсе Чайковского в 2007 году, когда не было присуждено ни одной первой премии. Мирославу Култышеву 35 лет, он выпускник Санкт-Петербургской консерватории, где учился в классе Александра Сандлера. В первой части (Quasi Rondo) восхитительно мелодичная развернутая каденция, и в этой почти балетной музыке есть и шарм, и орнаментальный жемчуг с тонкой нюансировкой флейты Венеры Порфирьевой; богатство мелодий здесь заставляет задуматься только об одном - почему это произведение не исполняется чаще. Музыкальные темы, продолжающие появляться, полностью очаровывают - нельзя не восхищаться этой забытой драгоценностью П. И. Чайковского! Вторая часть (Contrastes) содержит множество удивительно музыкальных моментов, украшенных сверкающими жемчужинами гармоний, щедро даримых российскими музыкантами. Соло Михаила Гринчука (виолончель) в дуэте с пианистом выразительно, Андрей Шубин на гобое интересно развивает идею, сыгранную пианистом, пьеса завершается великолепно в стиле Ф. Листа с ослепительным триумфальным крещендо фортепиано и оркестра. Произведение содержит очаровательные гармонии и является одним из приятных неожиданных моментов этого сборника.
Популярнейший концерт для скрипки с оркестром П. И. Чайковского великолепно исполняет неизвестный мне артист. Павел Милюков родился в 1984 году, учился у Владимира Иванова в Московской консерватории. В июне 2015 года завоевал III премию на XV Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. В настоящий момент занимается под руководством Бориса Кушнира в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Милюков играет на скрипке Пьетро Гварнери «Ex-Szigeti» и много выступает со многими ведущими музыкантами и оркестрами. Павел Милюков создает великолепный рассказ с бравурным спектаклем, полным исключительной музыкальности. В Andante cantabile солист прекрасно выявляет удивительную меланхоличность творчества Чайковского, изображая чудесное весеннее настроение. Последующий контраст между двумя разнородными настроениями был чудесно изображён музыкантами оркестра Александра Сладковского в поддержку великолепной игры Павла Милюкова. В финале энергия первой части обернулась изображением широкого народного танца перед бурным и оптимистичным завершением концерта. Это прекрасная запись и отличное знакомство с выдающимся молодым русским скрипачом.
Наконец, Вариации на тему рококо представляют ещё одного прекрасного перспективного музыканта Бориса Андрианова. Андрианов, родившийся в 1976 году, занял третье место на конкурсе им. П. И. Чайковского 1998 года и получил множество наград на крупных международных конкурсах. Ученик Натальи Шаховской и Давида Герингаса, в 2008 году он организовал в России первый фестиваль виолончельной музыки VIVACELLO. Борис Андрианов выступал по всему миру со многими известными оркестрами и музыкантами. С 2009 года он был профессором Московской консерватории и сделал несколько записей в ансамбле с различными музыкальными инструментами. Андрианов играет на виолончели работы Доменико Монтаньяна из Государственной коллекции России.
В Andante после вступления оркестра Андрианов изящным исполнением темы рококо демонстрирует свою изумительную виртуозность и продолжает поражать своей техникой в последующих вариациях. Его триоли, трели и каденции - особенно в вариации ля мажор – мастерски сопровождаются музыкантами Александра Сладковского, спокойно следующими за его быстрым темпом, а какое великолепное соло исполняет Венера Порфирьева! На протяжении пятой вариации солист демонстрирует филигранную виртуозность вплоть до окончания произведения в великолепно прекрасном ля мажоре.
Русская музыкальная школа обладает почти бездонным запасом талантов, и, судя по этому релизу, нескольким солистам предначертана великолепная музыкальная карьера. Существуют несколько полных сборников симфоний П. И. Чайковского, например, на лейблах Decca и Naxos, которые предлагают три концерта для фортепиано, но ни один из них не включает в себя все концертные произведения. Именно эта полнота делает бокс-сет «Чайковский-2020» исключительным для знатоков Чайковского.
Рассматривая отдельные композиции, я считаю исполнение Александром Сладковским Третьей, Пятой и Шестой симфоний самым лучшим среди всех современных записей. Симфонический цикл Сладковского рекомендуется к прослушиванию наряду с записями М. Янсонса, В. Юровского, М. Плетнёва, Е. Светланова и В. Федосеева. Конечно, существуют исторические записи В. Менгельберга, Е. Мравинского, А. Тосканини и В. Фуртвенглера, но эта новая работа выходит на новую вершину за выдающиеся интерпретацию, исполнение и запись. Этой музыке свойственна страсть, превосходная дисциплина, созвучная тем, что есть в самих записях Е. Мравинского, а высочайшее качество звука позволяет услышать все в роскошном звучании. Бокс-сет «Чайковский-2020» - триумфальный памятник великолепной работе Александра Сладковского, который в этом году отмечает десять лет своего сотрудничества с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Он превратил этот ансамбль региональных музыкантов в оркестр мирового уровня, который добился значительных успехов в своем продвижении. Всё это – результат виртуозного управления, наставничества и руководства Александра Сладковского при поддержке Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова.
Бокc-сет из десяти дисков выгодно выделяется изображениями П. И. Чайковского, каждое из которых соответствует времени написания музыкального произведения. В буклете к дискам можно прочитать интересные факты о жизни и творчестве великого композитора, предоставленные заведующей отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину Адой Айнбиндер. Реализация проекта стала возможной при поддержке Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова. Диск был выпущен на стриминговых сервисах до выхода диска на Sony Classical. Настоятельно рекомендую этот, вероятно, один из лучших релизов года.
Грегор Тасси
Перевод статьи.
Источник:
« назад