ЧАЙКОВСКИЙ – НАВСЕГДА

1 мая 2020
Музыкальная жизнь

ЧАЙКОВСКИЙ – НАВСЕГДА

С 1 мая доступен в цифровом формате новый бокс-сет из 10 дисков с записью «всего симфонического Чайковского» в исполнении Госоркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского. Этот проект – не только приношение юбилею, не только подведение творческих итогов, не только «для 2020 года». Не стоило обозначать никаких временных рамок. Эти записи вне времени, вернее – на все времена. И настоящее имя проекту – "Чайковский – навсегда"!



Релиза ждали с того момента, как стало известно, что в Казани в течение рекордно короткого периода – с 14 по 29 июля 2019 года – данный проект был осуществлен. Семь симфоний (именно семь, и к этому вопросу мы еще вернемся), три фортепианных и один скрипичный концерт, Концертная фантазия для фортепиано с оркестром и «Вариации на тему рококо» объединены в уникальное юбилейное приношение под названием «Чайковский-2020». (Звукорежиссер проекта – двукратный номинант премии Grammy Павел Лаврененков; диски вышли на лейбле Sony Classical; запись осуществлена при поддержке президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.)

Проект ответственный и амбициозный одновременно. Его можно без преувеличения назвать настоящей энциклопедией русского симфонизма. Есть только одно «но». Но об этом чуть позже… Для начала хочется привести очень важные для понимания концепции всего проекта слова самого Александра Сладковского: «Для меня Чайковский – это русский Бетховен, наш симфонист номер один, композитор невероятной энергетической силы. Недаром он один из самых исполняемых авторов в мире, он помогает людям жить. Градус моего восприятия музыки Чайковского завышен, экзальтирован. Это продиктовано той мощью и светом, которые мне слышатся в исполняемой музыке, а не тьмой и мрачностью, приписываемыми порой произведениям композитора. Несмотря на весь трагизм, который есть в симфоническом наследии Чайковского, в наших интерпретациях будет сила, свет и любовь». Это кредо Сладковского в подходе к музыке вообще – через страдания к просветлению! И музыка Чайковского в его интерпретации – словно грозовая туча, пронизанная солнечными лучами.

Для ГСО РТ и его лидера Чайковский во многом знаковый композитор. Его произведения часто исполняются коллективом на различных сценах и в России, и за рубежом. А «Эверест» – цикл симфоний Чайковского – впервые был покорен «сладковцами» еще в Казани в концертном сезоне 2013/2014. Так что же отличает данные записи от многочисленных концертных программ? Что делает проект уникальным?

Во-первых, «Чайковский-2020» в целом – это многогранный портрет и подробная биография Художника одновременно. Недаром даже с обложки каждого из 10 дисков на нас смотрят фотографии Петра Ильича (специально предоставленные Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником П.И.Чайковского), запечатлевшие композитора именно в тот период жизни, когда создавалось произведение, записанное на конкретном диске. Кстати, автором текста в буклет бокса о сочинениях и жизненных коллизиях композитора стала заведующая отделом рукописных и печатных источников музея-заповедника, глубокий знаток «всего Чайковского» Ада Айнбиндер.

Во-вторых, «Чайковский-2020» – это подвиг, подвиг без всякого преувеличения. И на него нужно было решиться. И выдержать физически и эмоционально! Более восьми часов музыки. И, вроде бы, слышали большинство из записанных произведений по многу раз в исполнении самых разных оркестров и дирижеров. Но чудо все-таки произошло. Знакомый и любимый Чайковский – любимый во всем мире настолько, что даже в Японии его считают «национальным японским композитором»! – открылся по-новому, свежо и «не заигранно», что ставит данный проект в ряд лучших мировых интерпретаций музыки русского гения.

Стиль Сладковского-дирижера – широкие размашистые мазки, яркие и сочные кустодиевские краски. Нерв, надрыв, эмоции через край. Он явно следует завету Чайковского, считавшего, что создание симфоний – «это музыкальная исповедь души», а музыка по сравнению с поэзией «имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения». А вообще, «описывать интерпретации мне кажется бессмысленным», – абсолютно справедливо считает сам Сладковский. – Эту музыку нужно слушать, нужно чувствовать». И уже Первой симфонией «Зимние грезы» он задает высокий градус «чувствований». Динамические контрасты подчеркиваются «снежной» чистотой звучания оркестра. Чем всегда отличается ГСО РТ, так это игрой в едином порыве, нахождением на одной волне с дирижером. Когда имеешь возможность слушать инструментальные произведения Чайковского подряд, не прерываясь, такое единение – буквально слияние – ощущается особенно живо. И это – в-третьих.

В-четвертых, никто не снимал и просветительную нагрузку даже с юбилейного приношения. У Чайковского далеко не все произведения одинаково популярны. К примеру, Третий фортепианный концерт и Третья симфония исполняются довольно редко. А Концертная фантазия имеет чрезвычайно бедную дискографию. Сладковский устраняет такую несправедливость. В свое время он признавался, что «хочет влюбить в Третью симфонию всех слушателей, потому что это абсолютно гениальная музыка». И вот, слушая Третью – эту светлую ликующую музыку – наряду с известнейшими Пятой симфонией или Вторым фортепианным концертом, понимаешь, насколько маэстро прав.

В-пятых, хоть мы и договорились не «описывать интерпретации», все же необходимо отметить сильнейшее психологическое воздействие, которое особенно оказывают два произведения: «Манфред» и Шестая симфония. Кстати, о пресловутых семи симфониях Чайковского. Номинально «Манфред» должен был бы стать Пятой симфонией, но порядкового номера не получил. Зато получил «имя» главного героя и стал «программной симфонией». Тем не менее вполне справедливо считать, что Чайковский написал именно семь симфоний. Сам композитор причислял «Манфреда» к этому жанру, хотя и не особо любил это произведение, написанное по настойчивым советам Балакирева. Более точно можно было бы определить это сочинение как «поэтическую симфонию» (почувствуйте разницу с симфонической поэмой, в которую, кстати, Чайковский хотел переработать первую часть «Манфреда») аналогично «Фантастической симфонии» Берлиоза или «Фауст-симфонии» Листа. И столь же картинно и зримо передает сюжет и образы «программы» Сладковский. При этом для него главное – эмоциональное состояние героя, накал страстей. «Финал финала» буквально потрясает: неистовый взрыв отчаяния (последнее проведение темы Манфреда), переходящий в запредельный «Глас Небесный», Манфред обретает спасение. И вновь через страдания – к свету…

Шестая симфония, считающаяся одним из самых трагических музыкальных произведений, переворачивает душу. Оставить равнодушным она не может никого – настолько обострены эмоции. Музыкальная палитра здесь позволяет с лихвой раскрыться всей гамме переживаний тонко чувствующей творческой натуры. Подарок для такого музыканта, как Сладковский. Чувства – его стихия! Стихия во всех смыслах этого слова. Он не из тех, кто «поверяет алгеброй гармонию». Он, как Прометей, дарит свет, но сжигает себя без остатка. Можно сказать, что в данном случае композитор и исполнитель полностью совпали.

И, наконец, в-шестых. Ни в одном концерте невозможно собрать вместе такие творческие силы, таких звездных солистов сразу нескольких поколений, какие объединил проект «Чайковский-2020». Почти все они – лауреаты Международного конкурса имени П.И.Чайковского разных лет, а, стало быть, их «отношения с Чайковским» сложились давно и прочно. Самому молодому, Александру Малофееву, в момент записи было всего 17. Но именно ему Сладковский предложил Первый фортепианный концерт, тем более что пианист исполнял месяцем раньше это произведение с ГСО РТ на закрытии IX Международного фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень». И вновь Малофеев сыграл концерт свежо и непосредственно. Можно сказать, даже радостно! Ему явно очень нравится, что он играет, и как это у него получается. При этом, несмотря на юный возраст, Малофеев очень серьезный музыкант, которого по праву уже можно назвать настоящим мастером. Столь же ярко и «вкусно» преподносит Концертную фантазию Мирослав Култышев. Особенно широко, просторно и зажигательно прозвучала вторая часть произведения, представляющая перед слушателем четкие живописные картины.

Эффектный и виртуозный Второй фортепианный концерт – звездный час мэтра Бориса Березовского. Технических трудностей для Березовского не существует, он демонстрирует чистейший бриллиантовый звук, богатство динамических оттенков и красок (как же трогают «лирические сцены» второй части!), мудрость интерпретации. Пианист предпочел для записи оригинальную, авторскую версию концерта (сокращенная версия Александра Зилоти исполняется гораздо чаще). И это особенно ценно! Другой мэтр – тонкий изысканный пианист и авторитетный потомственный педагог – Максим Могилевский подчеркивает дансантность Третьего фортепианного концерта, стремительного и словно летящего. Кажется, будто видишь наяву чистый танец, вдохновивший Джорджа Баланчина в 1956 году на постановку на эту музыку одноактного балета Allegro Brillante.

Александр Сладковский и Борис Березовский
во время записи в БКЗ имени С. Сайдашева

Скрипке Павла Милюкова, солирующего в Скрипичном концерте – этом обязательном произведении для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского, – подвластно все. И полонезная торжественность, и вокальная, почти невесомая нежность, и колоратурная виртуозность, и виолончельная глубина. Музыкант с блеском демонстрирует все, на что он способен. И концерт получился во всех смыслах блестящим, искрящимся. Можно сказать, жизнеутверждающим. «Вариации на тему рококо» Борис Андрианов исполняет уже давно, это сочинение явно стало его «коронным». Более того, виолончелист признался, что у него очень личное отношение к «Вариациям». Они и прозвучали трогательно, доверительно, от сердца к сердцу, исповедально.

И тут, в качестве «в-седьмых», осталось лишь сказать, что такой идеальный сбалансированный ансамбль между оркестром и столь маститыми солистами заслуживает отдельных искренних аплодисментов.

…В далеком 1875 году Сергей Иванович Танеев восторженно писал: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич». Эти слова ныне можно повторить относительно всего проекта «Чайковский-2020»: «Нас всех поздравляем!» А вот теперь настало время разобраться с тем самым «но», о котором говорилось в начале. «Маленькая заноза» касается лишь самого названия «Чайковский-2020». Ну вот не соответствует оно истине. Ведь в результате этот проект – не только приношение юбилею, не только подведение творческих итогов, не только «для 2020 года». Не стоило обозначать никаких временных рамок. Эти записи вне времени, вернее – на все времена. И настоящее имя проекту – «Чайковский – навсегда»!

Мария Залесская

http://muzlifemagazine.ru/chaykovskiy-navsegda/


« назад