Рецензия: Вадим Репин и ГСО РТ в большом цикле концертов Goldberg

3 февраля 2020
codalario.com

Рецензия: Вадим Репин и ГСО РТ в большом цикле концертов Goldberg

Мадрид. 30.01.2020. Национальная Музыкальная Аудитория (Auditorio Nacional de Música) (Симфонический зал). П. Чайковский: “Славянский марш” для оркестра си-бемоль минор, соч. 31 и Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35. М. Мусоргский: “Ночь на Лысой горе”. М. Мусоргский “Картинки с выставки”. Вадим Репин (скрипка) Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Александр Сладковский (дирижер).



Татарский фестиваль. Франсиско Сеа Вакеро

В очередной раз в рамках великолепного цикла концертов Goldberg на одной сцене выступают знаменитый Вадим Репин и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством дирижера Александра Сладковского. На концерты в Симфоническом зале с насыщенной музыкальной программой раскупаются все билеты. В такие моменты кажется, что лучше и быть не может. Широкой публике представлены только проверенные временем циклы симфонических сочинений. За 10 лет только лишь нескольким коллективам музыкантов все же удалось попасть в программу Симфонического зала. Иными словами, программа и стиль цикла концертов Goldberg обречены на успех.  Постоянство - это высокая цена, которую приходится платить, чтобы иметь преимущество перед другими, менее конкурентоспособными предложениями. Причины: количество концертов в год, их увеличение в зависимости от сезона, количество артистов высшей категории, объединение опытных и перспективных маэстро, а также особые выступления для экспертов в области музыки. Сколько раз мы еще увидим артистов на площадке Goldberg в Мадриде, покажет время.

Возвращение на сцену прославленного артиста не произвело ожидаемого эффекта, великий скрипач не поднялся до тех высот, на которых он пребывал еще 5 лет назад. Только Репин смог бы превзойти сам себя. Только воскрешение в памяти этого безупречного звука, великолепного стиля, зрелых интерпретаций в сочетании с несомненной виртуозностью могли бросить тень на превосходное исполнение концерта для скрипки с оркестром П. Чайковского. Сегодня помимо концертной деятельности, выдающийся скрипач посвящает себя и другим занятиям. Например, он стал ключевой фигурой в жизни искусства своей малой родины в Сибири, был председателем на конкурсах высочайшего международного уровня и, будем надеяться, передавал новым поколениям свои знания.

Сегодняшний вечер отличался от тех чудесных концертов в Мадриде в 90-х годах, славившихся безупречным исполнением. Исчезла часть прекрасного благородного звучания, которым раньше владел Репин, однако в его выступлениях все еще присутствует ловкость владения смычком, царственный объем звука и врожденное чувство ритма и настроения произведений, которые он знает как никто другой. В этот раз лицо маэстро не озаряла улыбка, нам не довелось насладиться двойными нотами в полифонии, как в прошлом году. Однако узнаваемый стиль длинной каденции Allegro moderato, вновь воплощенной с динамичной полнотой, звучал уверенно. Особое внимание уделялось вступлению отдельных партий инструментов, оркестр плавно окутывал их звучанием, однако во фрагменте исполнения tutti хотелось услышать больше слаженности. В канцонетте, 2-й части концерта, Репину удалось поразить гостей чистым звуком и идеальной фразировкой. После, в vivacissimo ни он, ни Сладковский не сбавляли темп. Великий русский маэстро не допустил потери ни напряжения, ни ритма. В конце концов, он был награжден ласковым одобрением со стороны гостей, знакомых с его талантом. Репин проявил всю свою артистическую смелость и вернулся на сцену, словно Паганини, исполнив вариации («Венецианский карнавал» Н. Паганини – прим. пер.), которые всегда были украшением его выступлений на бис .

Раньше симфонический оркестр Татарстана под руководством Сладковского радовал нас произведениями, которое сейчас редко можно услышать. “Славянский марш”, а также “Итальянское каприччио” и Торжественная увертюра “1812 год” - самые знаменитые произведения Чайковского. Оркестровые группы были расположены дирижером подобно оркестру Фуртвенглера, что позволило насладиться звучанием казанских альтов в мрачной теме вступления. Темп выражался в мощном звуковом взрыве остинато, а затем и в момент наивысшего напряжения. Обе боевые кульминации были громогласными, в то время как заключение было исключительно великолепным. Этого следовало ожидать, мы уже знали о достоинствах этого оркестра.

Сладковский - человек, немного сухой в жестикуляции, однако знающий свой оркестр как свои пять пальцев и достигающий потрясающих результатов. Он доминирует и на сцене и, особенно, в зале, хотя иногда прибегает к чрезмерно выразительным движениям, таким как щедрое поднятие рук. Успех кроется в огромной работе перед выступлением и в железной дисциплине состава российского оркестра, все это произвело большое впечатление на публику.

Большинство партитур Мусоргского были написаны для фортепиано, однако, создавались сочинения и для оркестра. В них мы находим удивительную тонкость и характерные черты, перекликающиеся с творчеством Римского-Корсакова, его великого покровителя. “Ночь на лысой горе” и “Борис Годунов” являются лучшим тому подтверждением. Я не сомневаюсь, что на протяжении многих лет в России произведения интерпретируются именно так, однако в этой симфонической поэме у Сладковского из-за чрезмерной смысловой многослойности были упущены некоторые нюансы. Несмотря на идеальное владение инструментами, Казанскому оркестру немного не хватало красивых переходов, динамики, а также напевности и безмятежности в звоне далеких колоколов города Киева в финале.

“Картинки c выставки” в блестящей оркестровке М. Равеля требуют, опять же, всех тех нюансов и мастерства, которые есть как в миниатюрах, так и в крупных сочинениях, одной динамики здесь недостаточно, важен темп. Например, в одной из самых глубоких и красивых тем - “Быдло” - кульминация зависит от темпа, пьеса “Катакомбы” трансформировалась в интерлюдию, которая сменяется угрюмой “Бабой-Ягой”, теряя особое звучание, присущее как сочинениям Мусоргского, так и Равеля. Тем не менее, солисты (флейты, кларнет или саксофон) виртуозно исполнили свои партии и, сливаясь в единый поток, точно передали всю полноту портретов двух евреев.

Следует отметить, что первый концерт в гастрольном туре для артистов всегда самый трудный, из-за чего были допущены некоторые неточности, хотя баланс звучания инструментов был необыкновенным.

Выдающийся российский дирижер оставил свой след в истории Мадрида уже в третий раз! Начнем с “Испанского танца” из “Лебединого озера”, который великолепен и совершенен в его исполнении. Как будто Сладковский сознательно оставил десерт напоследок. После фантазии Чика Кориа, наступил неописуемый момент, вызов, который я не видел с конца 80-х годов. Подражая Евгению Светланову в “Руслане и Людмиле”, Сладковский исполнил один из хитов оркестра Татарстана – “Стан Тамерлана” Александра Чайковского, и, в знак уважения, предоставил оркестрантам возможность играть самим, показывая проявление абсолютной ритмической мощи и способности этого оркестра к взаимопониманию. В довершение всего, по возвращении на сцену Сладковский аплодировал вместе с музыкантами, наслаждаясь завершением концерта. Всеобщая радость зрителей не знала границ. По окончании, были запущены фейерверки.

Автор: Франсиско Сеа Вакеро Национальный симфонический оркестр Татарстана Вадим Репин Цикл концертов Goldberg Александр Сладковский

Перевод статьи.

Источник: https://www.codalario.com/vadim-repin/rss/critica-vadim-repin-con-la-sinfonica-nacional-de-tartaristan-en-el-ciclo-goldberg_8840_39_27397_0_1_in.html


« назад