Рецензия: Вадим Репин и ГСО РТ в большом цикле концертов Goldberg
Мадрид. 30.01.2020. Национальная Музыкальная Аудитория (Auditorio Nacional de Música) (Симфонический зал). П. Чайковский: “Славянский марш” для оркестра си-бемоль минор, соч. 31 и Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35. М. Мусоргский: “Ночь на Лысой горе”. М. Мусоргский “Картинки с выставки”. Вадим Репин (скрипка) Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Александр Сладковский (дирижер).
Татарский фестиваль. Франсиско Сеа Вакеро
Возвращение на сцену прославленного артиста не произвело ожидаемого эффекта, великий скрипач не поднялся до тех высот, на которых он пребывал еще 5 лет назад. Только Репин смог бы превзойти сам себя. Только воскрешение в памяти этого безупречного звука, великолепного стиля, зрелых интерпретаций в сочетании с несомненной виртуозностью могли бросить тень на превосходное исполнение концерта для скрипки с оркестром П. Чайковского. Сегодня помимо концертной деятельности, выдающийся скрипач посвящает себя и другим занятиям. Например, он стал ключевой фигурой в жизни искусства своей малой родины в Сибири, был председателем на конкурсах высочайшего международного уровня и, будем надеяться, передавал новым поколениям свои знания.
Сегодняшний вечер отличался от тех чудесных концертов в Мадриде в 90-х годах, славившихся безупречным исполнением. Исчезла часть прекрасного благородного звучания, которым раньше владел Репин, однако в его выступлениях все еще присутствует ловкость владения смычком, царственный объем звука и врожденное чувство ритма и настроения произведений, которые он знает как никто другой. В этот раз лицо маэстро не озаряла улыбка, нам не довелось насладиться двойными нотами в полифонии, как в прошлом году. Однако узнаваемый стиль длинной каденции Allegro moderato, вновь воплощенной с динамичной полнотой, звучал уверенно. Особое внимание уделялось вступлению отдельных партий инструментов, оркестр плавно окутывал их звучанием, однако во фрагменте исполнения tutti хотелось услышать больше слаженности. В канцонетте, 2-й части концерта, Репину удалось поразить гостей чистым звуком и идеальной фразировкой. После, в vivacissimo ни он, ни Сладковский не сбавляли темп. Великий русский маэстро не допустил потери ни напряжения, ни ритма. В конце концов, он был награжден ласковым одобрением со стороны гостей, знакомых с его талантом. Репин проявил всю свою артистическую смелость и вернулся на сцену, словно Паганини, исполнив вариации («Венецианский карнавал» Н. Паганини – прим. пер.), которые всегда были украшением его выступлений на бис .
Раньше симфонический оркестр Татарстана под руководством Сладковского радовал нас произведениями, которое сейчас редко можно услышать. “Славянский марш”, а также “Итальянское каприччио” и Торжественная увертюра “1812 год” - самые знаменитые произведения Чайковского. Оркестровые группы были расположены дирижером подобно оркестру Фуртвенглера, что позволило насладиться звучанием казанских альтов в мрачной теме вступления. Темп выражался в мощном звуковом взрыве остинато, а затем и в момент наивысшего напряжения. Обе боевые кульминации были громогласными, в то время как заключение было исключительно великолепным. Этого следовало ожидать, мы уже знали о достоинствах этого оркестра.
Сладковский - человек, немного сухой в жестикуляции, однако знающий свой оркестр как свои пять пальцев и достигающий потрясающих результатов. Он доминирует и на сцене и, особенно, в зале, хотя иногда прибегает к чрезмерно выразительным движениям, таким как щедрое поднятие рук. Успех кроется в огромной работе перед выступлением и в железной дисциплине состава российского оркестра, все это произвело большое впечатление на публику.
Большинство партитур Мусоргского были написаны для фортепиано, однако, создавались сочинения и для оркестра. В них мы находим удивительную тонкость и характерные черты, перекликающиеся с творчеством Римского-Корсакова, его великого покровителя. “Ночь на лысой горе” и “Борис Годунов” являются лучшим тому подтверждением. Я не сомневаюсь, что на протяжении многих лет в России произведения интерпретируются именно так, однако в этой симфонической поэме у Сладковского из-за чрезмерной смысловой многослойности были упущены некоторые нюансы. Несмотря на идеальное владение инструментами, Казанскому оркестру немного не хватало красивых переходов, динамики, а также напевности и безмятежности в звоне далеких колоколов города Киева в финале.
“Картинки c выставки” в блестящей оркестровке М. Равеля требуют, опять же, всех тех нюансов и мастерства, которые есть как в миниатюрах, так и в крупных сочинениях, одной динамики здесь недостаточно, важен темп. Например, в одной из самых глубоких и красивых тем - “Быдло” - кульминация зависит от темпа, пьеса “Катакомбы” трансформировалась в интерлюдию, которая сменяется угрюмой “Бабой-Ягой”, теряя особое звучание, присущее как сочинениям Мусоргского, так и Равеля. Тем не менее, солисты (флейты, кларнет или саксофон) виртуозно исполнили свои партии и, сливаясь в единый поток, точно передали всю полноту портретов двух евреев.
Следует отметить, что первый концерт в гастрольном туре для артистов всегда самый трудный, из-за чего были допущены некоторые неточности, хотя баланс звучания инструментов был необыкновенным.
Выдающийся российский дирижер оставил свой след в истории Мадрида уже в третий раз! Начнем с “Испанского танца” из “Лебединого озера”, который великолепен и совершенен в его исполнении. Как будто Сладковский сознательно оставил десерт напоследок. После фантазии Чика Кориа, наступил неописуемый момент, вызов, который я не видел с конца 80-х годов. Подражая Евгению Светланову в “Руслане и Людмиле”, Сладковский исполнил один из хитов оркестра Татарстана – “Стан Тамерлана” Александра Чайковского, и, в знак уважения, предоставил оркестрантам возможность играть самим, показывая проявление абсолютной ритмической мощи и способности этого оркестра к взаимопониманию. В довершение всего, по возвращении на сцену Сладковский аплодировал вместе с музыкантами, наслаждаясь завершением концерта. Всеобщая радость зрителей не знала границ. По окончании, были запущены фейерверки.
Автор: Франсиско Сеа Вакеро Национальный симфонический оркестр Татарстана Вадим Репин Цикл концертов Goldberg Александр Сладковский
Перевод статьи.
« назад