«Это фундаментальный отчет о творчестве и Чайковского, и оркестра, и Сладковского»

31 июля 2019
Бизнес-ONLINE

«Это фундаментальный отчет о творчестве и Чайковского, и оркестра, и Сладковского»

Как ГСО РТ за две недели записал все симфонии и концерты великого русского композитора



В Казани завершилась запись полного собрания симфоний и инструментальных концертов Петра Чайковского, которая проходила с 14 по 29 июля и стала очередной важной вехой в истории Государственного симфонического оркестра РТ. О том, какую роль играет Чайковский в судьбе татарстанских «симфоников» и когда можно будет купить диски, — в материале «БИЗНЕС Online».

В Казани завершилась запись полного собрания симфоний и инструментальных концертов Петра ЧайковскогоВ Казани завершилась запись полного собрания симфоний и инструментальных концертов Петра Чайковского

«ВСЮ ЖИЗНЬ Я СВЯЗАН С ЭТИМ ВЕЛИЧАЙШИМ ГЕНИЕМ, И ОН МЕНЯ ВДОХНОВЛЯЕТ»

«Запись состоится при любой погоде», — уверенно анонсировал в июне художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский создание нового грандиозного бокс-сета татарстанских «симфоников». На этот раз выбор пал на Петра Ильича Чайковского — в следующем году исполняется 180 лет со дня его рождения. «Эту дату мы не могли миновать и не обратить на нее внимание, — поясняет Сладковский. — Поскольку мы пишем симфоническими циклами, возникла идея записать все симфонии Петра Ильича и почти все инструментальные концерты. Это великое счастье — прикоснуться так близко и погрузиться так глубоко в этот настоящий Космос, имя которому Петр Ильич Чайковский».

Чайковский — близкий оркестру композитор: именно с его произведений начиналось становление коллектива, а основатель и первый худрук ГСО РТ Натан Рахлин обожал симфонию «Манфред». У худрука нынешнего тоже много точек соприкосновения с Петром Ильичом — в подростковом возрасте одной из любимых была запись Пятой симфонии в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. «Я поступал в Петербургскую консерваторию с Четвертой симфонией: тогда Илья Александрович Мусин возглавлял комиссию, и помню, как на экзамене в первом туре я дирижировал под рояль, а во втором — под оркестр. Это было одно из первых моих оркестровых выступлений с Чайковским. Всю жизнь я связан с этим величайшим гением, и он меня вдохновляет», — рассказал Сладковский «Литературной газете».

За пульт звукозаписи встал двукратный номинант премии Grammy, начальник службы звукообеспечения, звукозаписи и интернет-трансляции Московской филармонии Павел Лаврененков (справа)За пульт звукозаписи встал двукратный номинант премии Grammy, начальник службы звукообеспечения, звукозаписи и интернет-трансляции Московской филармонии Павел Лаврененков (справа)

«НА ЗАПИСИ СЛУШАТЕЛИ ПОЧУВСТВУЮТ КОНЦЕРТНУЮ АТМОСФЕРУ»

Что сможет найти меломан в свежем бокс-сете? Симфонии с Первой по Шестую, «Манфред», три фортепианных концерта, скрипичный концерт, Вариации на тему рококо и Концертную фантазию. Они множество раз исполнялись ГСО РТ на самых разных площадках: в Китае, Москве, на IX международном фестивале им. Рахманинова «Белая сирень» в Казани, поэтому к записи музыканты приступили с уже проработанным материалом. Впервые оркестр под руководством Сладковского исполнил весь цикл симфоний Чайковского в ГБКЗ им. Сайдашева в сезоне 2013/2014.

К оркестрантам присоединились именитые российские солисты — участники и лауреаты международного конкурса им. Чайковского разных лет: Борис Березовский, Борис Андрианов,Максим Могилевский, Павел Милюков, Мирослав Култышев и Александр Малофеев. За пульт звукозаписи встал двукратный номинант премии Grammy, член Академии российского телевидения, начальник службы звукообеспечения, звукозаписи и интернет-трансляции Московской филармонии Павел Лаврененков.

«То, что на слуху, записывать труднее всего, — считает Лаврененков. — Потому что такое количество примеров записи, интерпретаций, темпов, штрихов и всего остального, как в известнейших и выдающихся симфониях Петра Ильича Чайковского, конечно, трудно найти. Сложность заключается в том, чтобы держать планку и заинтересовать слушателя». Звукорежиссер, работавший со многими знаменитыми оркестрами, высоко оценивает качество ГСО РТ. «Я очень рад, что за последние годы произошел такой гигантский рост оркестра. Всегда измеряю качество оркестра количеством моих просьб. Если их выполняют с первого раза — это высокий уровень. Если ничего не надо говорить — высочайший. ГСО РТ очень вырос за последние годы», — подчеркивает Лаврененков.

Одной из особенностей подхода Сладковского к звукозаписи он называет абсолютную преданность музыке. «Звукозапись — это большой обман. Мы играем целиком, с душой и на публику, но если где-то что-то не получилось, делаем маленькую дописочку, и потом она незаметно вставляется. Некоторые дирижеры и делают конечный результат из этих вставочек — получается винегрет. А у Сладковского получается конфетка, потому что он думает в первую очередь о музыке. Даже если мы делаем маленькую вставку, он все равно добивается не только качества игры, но и настроения, образа и формы. Есть музыканты, которые на концертах играют хорошо, но через провода это все не проходит, не чувствуется. А Сладковский добивается музыки в каждом такте. Я думаю, эта работа будет очень интересной и востребованной и на записи слушатели почувствуют концертную атмосферу», — заключает звукорежиссер.

Александр Сладковский и Борис БерезовскийАлександр Сладковский и Борис Березовский

«ДЛЯ КАЖДОГО ПИАНИСТА И КОМПОЗИТОРА ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ  ЭТО АЗБУКА РУССКОЙ ДУШИ»

Знаменитый пианист Борис Березовский после «Летних вечеров в Елабуге» (музыкальный фестиваль под его руководством) провел вечер в Казани — на записи Второго концерта. «У этого концерта безумно красивая, совершенно балетная вторая часть, которую сократил Зилоти (Александр Зилоти — русский пианист и дирижер, друг Чайковского — прим. ред.), так как думал, что пианисту делать там особо нечего. Поэтому до недавнего времени, если и играли этот концерт, то сокращенно. И вот сейчас мы делаем оригинальную версию», — заметил Березовский. По его мнению, сама запись — замечательная идея. «У Чайковского три фортепианных концерта. Все знают Первый, и вот теперь есть шанс познакомиться с Фантазией — гениальнейшим произведением и со Вторым концертом, который абсолютно ничуть не хуже, чем Первый. А шесть симфоний и „Манфред“ — это фундаментальный отчет и о творчестве Чайковского, и о творчестве оркестра, и о творчестве Сладковского. Очень легко, приятно работается с оркестром и маэстро. Прекрасная атмосфера, собралась замечательная команда», — сказал пианист.

Самый популярный Первый концерт Чайковского записывал восходящая звезда российской классической сцены — 17-летний Александр Малофеев (справа)Самый популярный Первый концерт Чайковского записывала восходящая звезда российской классической сцены — 17-летний Александр Малофеев (справа)

Самый популярный Первый концерт Чайковского записывала восходящая звезда российской классической сцены — 17-летний Александр Малофеев. Он уже играл это произведение с ГСО РТ в начале июня на закрытии IX международного фестиваля им. Рахманинова «Белая сирень». «Мы уже много лет знакомы с Александром Витальевичем, и когда он предложил записать Первый концерт Чайковского, это было для меня огромным счастьем и большой ответственностью, — заметил Малофеев в перерыве между записью частей концерта. — Потому что Первый — глыба, о которой думает каждый музыкант с пеленок. Для меня это нечто особенное — Клайберн, Крайнев и другие оставили свой след именно Первым Чайковского. Для каждого пианиста и композитора это азбука русской души, русской мелодии, инструментовки». Юный музыкант подчеркнул — в работе с оркестром и Сладковским они всегда на одной волне.

«Сегодня, записываясь, я почувствовал, что каждый музыкант на сцене ловит волну, и это большое удовольствие — работать здесь. Каждый раз, когда я работаю с Александром Витальевичем и оркестром, это всегда какая-то буря, полет, энергия. Мы все время находимся на общей мощнейшей волне. Это уникальный оркестр, и очень хочется, чтобы их творчество осталось в веках», — сказал Малофеев.

Выступающий в Зальцбурге и Карнеги-холле пианист Максим Могилевский много лет мечтал сделать запись с ГСО РТВыступающий в Зальцбурге и Карнеги-холле пианист Максим Могилевский много лет мечтал сделать запись с ГСО РТ

Выступающий в Зальцбурге и Карнеги-холле пианист Максим Могилевский много лет мечтал сделать запись с ГСО РТ. «Этот замечательный коллектив поднялся на невероятные высоты в смысле качества, вдохновения, новых интерпретаций произведений и новых проектов — это все благодаря художественному руководителю Александру Витальевичу Сладковскому, замечательному дирижеру и большому знатоку музыки Петра Ильича». Могилевский солировал в Концерте для фортепиано с оркестром № 3. «Я счастлив, что эта запись состоялась и рад снова быть на этой сцене в Казани с замечательным оркестром и непревзойденным маэстро Сладковским», — сказал музыкант.

В Вариациях на тему рококо солировал номинант премии Grammy Борис Андрианов, записавший с пианистом Рэмом Урасиным альбом сонат Дмитрия Шостаковича и Сергея Рахманинова, который британский журнал Gramophone признал лучшим камерным диском месяца. Виолончелист признался, что у него очень личное отношение к Вариациям. «Записать рококо — это для каждого виолончелиста, тем более россиянина, какой-то особый момент в жизни. Я безумно рад, что это произошло с этим оркестром и дирижером, потому что мы с Сашей очень много лет знакомы, давно работаем вместе и с оркестром играли много раз. Для меня большая радость и честь быть частью такого большого проекта. Это, конечно, огромный масштаб, очень здорово, что его осуществляет оркестр не из Москвы и Петербурга, что доказывает, что все дело в личности. Это большой пример для других», — подчеркнул Андрианов.

В «Вариациях на тему рококо» солировал номинант премии Grammy Борис Андрианов (слева)В Вариациях на тему рококо солировал номинант премии Grammy Борис Андрианов (слева)

«ЭТО ОГРОМНОЕ СЧАСТЬЕ, КОГДА ОТ ДИРИЖЕРА ИДЕТ ВОЛНА ПОЗИТИВА, ЖЕЛАНИЯ СОТВОРЧЕСТВА»

Еще один пианист и победитель конкурса им. Чайковского Мирослав Култышев исполнял Концертную фантазию, которую редко можно услышать в записи. «Дискография этого сочинения очень и очень небольшая. За век звукозаписи очень мало музыкантов, солистов и дирижеров обращалось к нему, поэтому сам факт записи Концертной фантазии Чайковского уже представляет собой что-то особое, из ряда вон выходящее. Это незаслуженно редко играемое сочинение. Идея записать Концертную фантазию принадлежала Александру Витальевичу Сладковскому», — рассказал Култышев. «Это большая радость не просто сыграть, а сделать запись, увековечить одно из моих самых любимых произведений Петра Ильича, — продолжает пианист. — Я действительно очень-очень счастлив снова встретиться с Александром Витальевичем на сцене в рабочей атмосфере. Это огромное счастье, когда от дирижера идет волна позитива, желания сотворчества, энтузиазма музыкального и человеческого. Такое бывает очень нечасто. Оркестр с удивительным откликом, со своим звуком, стилем и удивительно слушающий солиста».

Скрипач из Перми, лауреат множества международных конкурсов Павел Милюков солировал в Концерте для скрипки. Ранее он сотрудничал с ГСО РТ на записи Концерта № 2 Дмитрия Шостаковича. «Мне посчастливилось писать этот концерт здесь в Казани, с шикарным оркестром, с фантастическим дирижером, — поделился радостью Милюков. — Это произведение имеет большое значение для многих скрипачей, но для меня оно важно вдвойне, втройне. Концерт написан на земле, где я родился, в моей жизни он появился довольно рано, и на конкурсе, который носит имя Чайковского, я с ним выступал. Для меня это все вкупе составляет очень большую, значимую роль. И, конечно, когда беру первые звуки — это трепетно, волнительно и важно внутри. В очередной раз убеждаюсь, что это топовый оркестр мирового значения, и дай бог ему здравствовать под руководством маэстро Сладковского. И больших успехов — я знаю, очень много планов, и думаю, что у этого оркестра впереди большое будущее».

Скрипач из Перми, лауреат множества международных конкурсов Павел Милюков солировал в концерте для скрипкиСкрипач из Перми, лауреат множества международных конкурсов Павел Милюков (справа) солировал в Концерте для скрипки

«ЕСЛИ БЫ ОТНОШЕНИЕ ПЕРВОГО ЛИЦА РЕСПУБЛИКИ БЫЛО ИНЫМ, ТО И РЕЗУЛЬТАТЫ БЫЛИ БЫ ДРУГИМИ»

Запись смогла состояться при поддержке президента РТ Рустама Минниханова. Сладковский отметил, что с 2010 года глава Татарстана всегда оказывал содействие в реализации музыкальных проектов ГСО РТ и только благодаря поддержке Рустама Нургалиевича оркестру удалось достичь таких высот. «Без должной поддержки даже самому талантливому художнику тяжело добиться успеха. Если бы отношение первого лица республики было иным, то и результаты были бы другими. Огромное счастье, что так все совпало. Мы сейчас гремим не только по России, но и не даем покоя далеко за ее пределами. Я горжусь тем, что могу быть полезен Татарстану», — подчеркнул маэстро.

Серия дисков выйдет весной 2020 года на одном из крупнейших звукозаписывающих лейблов Sony Classical. «Наши первые диски были записаны на Sony Music Russia — это „Антология музыки композиторов Татарстана“, бокс из трех дисков, и „Просветление“, в который вошли „Манфред“ Чайковского и „Остров мертвых“ Рахманинова. Прекрасный был опыт с „Мелодией“, где мы записали все симфонии и инструментальные концерты Шостаковича. Sony Сlassical — это уникальный лейбл, где записывались лучшие оркестры, солисты и дирижеры всех времен. Для нас огромная честь попасть в такую компанию», — отметил Сладковский.

Валерия Завьялова

Фотографии предоставлены пресс-службой ГСО РТ
Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/433248

« назад