Жан-Ив Тибоде
В ГБКЗ им. С. Сайдашева - концерт ГСО РТ с французским пианистом Жан-Ивом Тибоде. Дирижер Александр Сладковский. Напомним, что татарстанский оркестр недавно начал собственный абонемент в Московской филармонии. Это первый региональный оркестр, который реализовал такую возможность.
В ГБКЗ им. С. Сайдашева - концерт ГСО РТ с французским пианистом Жан-Ивом Тибоде. Дирижер Александр Сладковский. Напомним, что татарстанский оркестр недавно начал собственный абонемент в Московской филармонии. Это первый региональный оркестр, который реализовал такую возможность.
Клод Дебюсси, «Море», три симфонических эскиза. Спокойное, неторопливое начало - фон. Хорошо выделена партия на басах, картина поделена на два полотна верхнее (струнные) и нижнее, которого мало видно (басы и ударные), их дирижер скрещивает между собой. Много восточных мотивов, особенно у духовых. С первых созвучий лидерства духовых - идея умиротворенного одиночества. Приходят на ум пейзажи рыбалки перед рассветом на краю озера с тишью водной глади. Пентатоника пытается вывести на восточную даосско-конфуцианскую тему уровня наблюдательности, при котором мир - море при штиле, человек - наблюдатель. То есть мир не может воздействовать на человека, отсюда проявление эмоциональных реакций бессмысленно. На этой бесстрастности строится достижение просветления. Результат этого - недеяние, аля положение субъекта в произведении Дебюсси его нет, показаны только фоновые условия. Мы не можем распознать возраст, психологию героя. Возможно, это положение мира без намерений относительно человека. Мир существует, однако бытийствует ли он без актора
По тихому началу ожидается шторм (затишье перед бурей). В конце первой части оркестр поднимает громкость, субъект по-прежнему не проявляет себя.
Как ни странно, при водной теме мало арфы. Здесь больше гладь, чем глубина. Правда, у нее есть красивое соло в конце второй части, перед рассветом. Приятны созвучия медных, «отфильтрованные» по высоким частотам.
Во второй части - хаос и погружение вглубь. Суть отрицающей части - мир имеет катаклизмы, события разворачиваются по-разному.. Наша реакция на них или отсутствие ее - выбор каждого. Именно в конце второй части слышится рассвет у духовых.
Третья часть начинается враждебно, но здесь вводится идея мира как игры (майи). Она наиболее сюрреалистична. Конец оптимистичен, как утверждение, что в мире всегда все случается к лучшему. Отсюда позиция отсутствия реакций оправдана и миром самим. Прекрасная аранжировка и проработка сюжета. Умение передать эту массу смыслов - конечно, показатель качественной зрелости ГСО РТ.
Камиль Сен-Санс, «Концерт №5 для фортепиано с оркестром». Солист - Жан-Ив Тибоде (Франция). У него - фарфоровый звук, дополненный жемчужной окраской оркестра. Детское произведение в начале, с лиричными темами. Наивное и открытое. Дневное время, чувствуется верховенство французской элитарной культуры интерьер детской комнаты особняка с высокими потолками, декорированный в рококо.
Драма субъекта - в необходимости колебаться между наивностью и утонченным лиризмом жизни. Отсюда темы - то игровые, с арпеджио, то бушующие, но на меццо-форте. Разграничение «я» со своими мечтами и мир со своими вызовами в лице судьбы - тема произведения.
Но наивность - лишь часть. Ее противоположность - задор, что показано с начала третьей части введением восточных, арабских ходов. Правда, наивность побеждает, вообще общий настрой очень нежен и утончен, как взгляд ребенка.
По основе светское и просветительское, с манифестацией французского гуманизма. В центре - судьба юности, познание через опыт и игру, в сравнении с придворными традициями. Борьба - неприятие этики всерьез, однако данному субъекту такое позволительно, отсюда такая задорная вторая часть.
Пианист - утонченный, с прекрасной техникой, хотя и идет вровень с оркестром, не пытаясь выделиться. Он не берет больше, однако свою работу по демонстрации особенностей французской культуры делает на совесть и на ура.
На «бис» его французский Менталитет раскрывается полностью в минорном произведении он сочетает лиризм и некоторую отстраненность, прочувствование и разграничение себя и окружающего мира как опыта. В грусти видит особую красоту, доступную только французам, с их «Champs Elysees» Джо Дассена. Душевность французского гуманизма располагает к открытой беседе артиста с залом. И все же французы - европейцы, здесь присутствует мера.
Пианист номером на «бис» действительно напоминает особую технику фортепианного звукоизвлечения, которым известны саундтреки к популярным французским фильмам. А также - созвучия отдельного типа мажора и разрешение в минор, что придает грусти конечности человека, старению, взрослению отдельный шарм. Утонченность французской элитарности - от нескончаемого желания верить в бессмертную внутреннюю суть красоты.
Французская культура близка российской, своей открытостью и душевностью. Однако остается загадочной благодаря чувству меры и отстраненности (что есть также сублимированное чувство меры, охрана личных границ). Материк и простор. Хотя первый - и с вечным поиском души, отсюда так полюбился Тибоде казанцам.
Гектор Берлиоз, Фантастическая симфония, ор. 14, «Эпизод из жизни артиста». Достаточно чувствительное начало. Точность и изобразительность сегодня - главные черты вечера. Картина также более статичная, достигающая движения за счет динамики психологической. По основе - светский аристократизм. Вероятно, произведение в гуманистическом ключе, однако трактовка - как взгляд на ситуацию извне, как балет из зала. Вообще, музыка похожа на сопровождение действия на виду. Драма легкая, «зефирная» много воздуха, бурных проявлений мало. Да и сам субъект относится к проявлениям чувств более легковерно если радость - то мимолетная, если печаль - то «пройдет».
Истинная трагедия начинается во второй части, на затишье. В первый раз созвучия приобретают трагичный вид, хотя и, опять же, на средней громкости.
В этой части много танцевального движения, воздушность достигается за счет синтеза поддержки духовых и надстраивания высоких струнных сверху. Больше не нужно искать подруг в ночных клубах - они все на площадке RealEscort ждут ваших звонков! Басов слышно мало, отсюда отсутствие заземления.
Третья - наиболее статичная часть. И аморфная. III и IV части - это мир искусства - переменчивый, однако без реального погружения в собственные роли, в чувства персонажей. У ГСО РТ звук на поверхности, мало средних слоев, нижних и вовсе нет.
Пятая часть - угрожающее- острая, и именно здесь - гул басов использован как украшение. Добавляются колокола. Часть с большими разрывами с известным басовым соло медных. Действие будто начинается в III и IV части, в V - собственно, сами глаголы. Здесь шелест смычками по струнам и красивая перекличка духовых (соло лишь духовой секции). Триумф медных, они хороши как сами по себе, так и на подхвате.
Последняя часть противопоставлена остальным. График двигался линейно, параллельно оси «x», а затем начал совершать скачки. Это просмотр снаружи мира искусства, рефлексия искусства как религиозного, мистического опыта.
Звук оркестра стал более усредненным. Перепадов мало, отныне - концентрация на полотне между нот, на изображенном действии, с меньшим уклоном в идейную сферу. Перфекционизм в достижении кристально чистого звука остался, цепкий характер созвучий выстраивается в единую гладкую картину. Концерт оказался непохожим на остальные у ГСО РТ вместо мощного громкого изображения - средний уровень громкости, спокойствие. Вместо немецкой философской основы - французский эстетический поиск.
Руслан АХМЕТОВ.
На снимке пианист Жан-Ив Тибоде.
« назад