«Записи концертов – это «живая» реклама оркестра»

29 ноября 2019

«Записи концертов – это «живая» реклама оркестра»

«Мы побили все рекорды, потому что такого изобилия записей еще не было», — констатирует художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ, народный артист России Александр Сладковский.



В своем материале для «БИЗНЕС Online» он рассказывает, где можно будет посмотреть самые свежие записи выступлений оркестра и его руководителя, а также называет плюсы восприятия классической музыки в видеоформате.

«Надо отдать должное оркестру — качество исполнения у него такое, что запись происходит сразу «начисто», без всяких помарок и ошибок»

«Надо отдать должное оркестру — качество исполнения у него такое, что запись происходит сразу «начисто», без всяких помарок и ошибок»

«БОЛЬШАЯ ОПЕРА», БОЛЬШОЙ ТЕАТР, МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ И «ЗАРЯДЬЕ»

За эти два месяца у оркестра и у меня как приглашенного дирижера было множество видеозаписей выступлений. 10 октября был записан благотворительный концерт «Героям Ржева посвящается» в Концертном зале им. Чайковского Московской филармонии, где мы выступали с Денисом Мацуевым и Российским национальным молодежным симфоническим оркестром. 11 ноября состоялся концерт с Государственным симфоническим оркестром РТ в зале им. Чайковского — его записывал телеканал Mezzo. 18 ноября прошла запись концерта в Большом зале Московской консерватории, где я выступал с симфоническим оркестром студентов консерватории в рамках абонемента «Шедевры симфонической музыки».

Также в конце декабря на телеканале «Культура» выйдет передача «Большая опера» с моим участием. Я стал приглашенным дирижером симфонического оркестра центра оперного пения им. Вишневской в одном из эпизодов проекта. Мы давно сотрудничаем с центром и вместе с ними открывали новый сезон ГСО РТ фестивалем имени Галины Павловны. Оперу я люблю, а оперных певцов — еще больше. Кроме того, в жюри «Большой оперы» присутствует звезда мировой оперной сцены Екатерина Семенчук, которая в этом году выступала у нас на фестивале «Казанская осень», а ведущая — оперная дива Аида Гарифуллина. То есть Татарстан в популярном телепроекте прозвучит в двойном объеме.

Александр Сладковский: «Мы побили все рекорды, потому что такого изобилия записей еще не было»

Александр Сладковский: «Мы побили все рекорды, потому что такого изобилия записей еще не было»

22 ноября был потрясающий гала-концерт XV музыкального фестиваля Crescendo — три часа чистой музыки, марафон с выдающимися солистами, совсем молодыми, но уже титулованными: обладателем Гран-при XVI международного конкурса им. Чайковского, пианистом Александром Канторовым; лауреатом III премии конкурса по специальности «виолончель» Анастасией Кобекиной; обладательницей Гран-при международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Соmpetition (2018) Александрой Довгань и победительницей открытого всероссийского телевизионного конкурса «Синяя птица» (2018), стипендиаткой благотворительного фонда «Новые имена» Анастасией Тюриной.

Вместе с ними на сцене «Зарядья» выступили пианист Денис Мацуев, австрийский скрипач и альтист Юлиан Рахлин, солист Королевского оркестра Консертгебау в Амстердаме Алексей Огринчук и лауреат международных конкурсов Екатерина Мочалова. Это была компания выдающихся музыкантов, в которой я был приглашенным дирижером Государственного академического симфонического оркестра России им. Светланова. В декабре на телеканале «Культура» выйдет передача о данном событии. Также этот концерт записало радио «Орфей», который будет транслировать и концерты ГСО РТ в Московской филармонии, то есть исполнение Пятой симфонии Густава Малера, «Смерти и просветления», «Четырех последних песен» Рихарда Штрауса. 8 декабря будет записываться концерт «10 лет Молодежной оперной программе Большого театра», где выступят артисты театра и выпускники, а я встану за дирижерский пульт оркестра Большого театра.

«ЗАПИСИ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПЕРЕДАЮТ ТОНЧАЙШИЕ ЗВУКОВЫЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ НЮАНСЫ»

Таким образом, мы побили все рекорды, потому что такого изобилия записей еще не было. Причем все они документируют совершенно потрясающие события с огромным количеством талантливых современных музыкантов. Иногда не понимаешь, где ты проснулся — в Казани, Москве или где-то еще… Все происходит очень интенсивно, как и положено, и я очень доволен. Кроме того, записи концертов — это «живая» реклама: чем больше людей будут их слушать, тем больше о нас узнают. Надо отдать должное оркестру — качество исполнения у него такое, что запись происходит сразу «начисто», без всяких помарок и ошибок.

«Не все люди могут переживать концерты классической музыки в зале.  Пока ничего лучше записей (а уж тем более видеозаписей) для популяризации классической музыки не изобрели»

«Не все люди могут переживать концерты классической музыки в зале. Пока ничего лучше записей (а уж тем более видеозаписей) для популяризации классики не изобрели»

Не все люди могут переживать концерты классической музыки в зале. Он вмещает в себя достаточно ограниченное количество человек, от 700 до 2 тыс. зрителей. Даже большие концертные залы — это пространство с небольшим количеством людей. И пока ничего лучше записей (а уж тем более видеозаписей) для популяризации классики не изобрели. Таким образом, аудитория концерта сразу вырастает в десятки, если не в сотни раз. И количество людей, которые могут стать зрителями через социальные сети и интернет, несоизмеримо больше, чем, условно, те сто меломанов, которые покупают билет на концерт, чтобы услышать его живьем. К тому же, если человек никогда не был на концерте классической музыки, конечно, лучше всего послушать запись, выбрав из многообразия вариантов. Слушатель может сравнить эти записи и найти для себя что-то наиболее привлекательное в том или ином исполнении. Сегодня существуют совершенно другие возможности для звукового анализа и новых ощущений.

Конечно, исполнение живьем бесценно, потому что именно во время него происходит создание божественных звуков, вибраций, ритмов и их сочетания. Пережить это по-настоящему можно только вживую. Но записи такого высокого качества, которые сейчас делают во Франции и даже в России на канале «Культура», передают тончайшие звуковые и визуальные нюансы. Зритель видит дирижера и музыкантов в непосредственной близости, наблюдает за выражениями их лиц, ведь из зала их невозможно увидеть крупным планом. Раньше все концерты мы записывали на одну камеру, но теперь это нельзя показывать нигде. Сейчас оркестры снимают 9 камер и пара кранов, которые передают ощущение настоящего, живого концерта — и по качеству звука, и по качеству картинки. Для меня самое главное — чтобы выступление оркестра было очень красиво снято. Раньше в России этого совсем не умели делать, но поскольку сейчас мы очень тесно работаем с европейскими партнерами, то русские тоже научились снимать очень качественно. Таким образом, и в записи концертов, конечно, есть свои преимущества. Самое главное — они расширяют аудиторию оркестра, становятся большим подспорьем для его рекламы и узнаваемости. Мы множим свою коллекцию на YouTube-канале, а это отдельное направление работы оркестра.


« назад