Александр Сладковский открывает второй сезон собственного филармонического абонемента в Москве ошеломляющей пятой симфонией Малера

17 ноября 2019
Seen and Heard International

Александр Сладковский открывает второй сезон собственного филармонического абонемента в Москве ошеломляющей пятой симфонией Малера

Сегодняшний концерт открыл второй абонементный сезон выдающегося казанского оркестра в Московской филармонии - большая честь и гордость для музыкантов ГСО РТ, выступающих перед столичной публикой. Этот оркестр, куда бы он ни приезжал, производит потрясающее впечатление как своим исполнительским уровнем, так и великолепной программой. В Москве вокруг Александра Сладковского уже сложился круг почитателей и поклонников, а столица России славится одними из самых виртуозных оркестров в стране.



Р. Штраус Смерть и просветление, Ор. 24; Четыре последние песни, Op. posth.

Г. Малер Симфония № 5

Сегодняшний концерт открыл второй абонементный сезон выдающегося казанского оркестра в Московской филармонии - большая честь и гордость для музыкантов ГСО РТ, выступающих перед столичной публикой. Этот оркестр, куда бы он ни приезжал, производит потрясающее впечатление как своим исполнительским уровнем, так и великолепной программой. В Москве вокруг Александра Сладковского уже сложился круг почитателей и поклонников, а столица России славится одними из самых виртуозных оркестров в стране.

Этот концерт примечателен выбором программы – ими стали сочинения двух композиторов периода позднего романтизма. Позднеромантическая линия продолжится и в следующем концерте московского абонемента прозвучит «Летучий голландец» Вагнера. В блестяще исполненной «Смерти и просветлении» волшебно прозвучали скрипки на фоне изумительных деревянных духовых. Потрясающим было виртуозное соло Алины Якониной. Сладковский показал безупречное владение динамическими нюансами и мастерски подвел драматургическую линию поэмы к финальной кульминации – прекрасное начало музыкального вечера.

Анастасия Калагина – солистка Мариинского театра и лауреат престижных российских и международных конкурсов. Отец Анастасии был ассистентом дирижера Государственного симфонического оркестра РТ, а также дирижером Мариинского театра в течение многих лет. В песнях Штрауса оркестр в очередной раз показал свое совершенство в тонком балансе аккомпанемента; великолепное бархатистое звучание струнных украсило блестящее, по-венски изысканное пение Калагиной. Во втором стихотворении Гессе «Сентябрь» Калагина была великолепна и в исполнении, и в эмоциональном прочтении текста. В «Отходя ко сну» прекрасное соло скрипки деликатно дополняла интимную тесситуру сопрано, предлагая слушателям погрузиться в волшебное действо. В финале «На закате», после бурного вступления, прекрасную интонацию Калагиной поддерживало восхитительное звучание флейты. После заключительной фразы «Ist dies etwas Tod» исполнение завершилось трогательным мотивом из «Смерти и просветления». Анастасия Калагина – певица, о которой мы еще услышим в ближайшие годы.

Предыдущие выступления ГСО РТ с малеровскими Шестой и Восьмой симфониями явно означали, что эту интерпретацию Пятой симфонии Малера московская публика ожидала с нетерпением. Едва заметным движением руки Александр Сладковский обозначил вступление соло трубы, великолепно проведенное Денисом Петровым, и сразу за ним последовало чрезвычайно драматичное вступление оркестра. Звучание равномерно распределялось по всему ансамблю, и после «плачущей» побочной темы приглушенные удары литавр возвестили о возвращении похоронного марша и драматического вступления струнных - одного из самых потрясающих моментов первой части. Вторая часть, Sturmisch bewegt, стала одной из лучших, что я слышал в исполнении этого оркестра. В ней соединились и высокая виртуозность, и единство идей, и драматический замысел в сочетании с воодушевленным исполнением ГСО РТ. Примечательно, что у Сладковского есть острое чувство Малеровской фразы и полупрозрачных оркестровых текстур, позволяющих исполнять сочинения с большей глубиной. В Скерцо прозвучало потрясающе красивое соло виолончели, за которым последовало волшебное, красноречивое высказывание кларнета в исполнении Артура Мухамедшина – снова почти идеально – со сверкающим очаровательным вальсом и лендлером в истинно венском стиле. Конечно, Сладковский обладает внутренним чутьем, знанием исполнения Малера, полностью понимая структуру, раскрывая всю красоту музыки и показывая глубину трагедии.

Красочное звучание струнных и арфы в Adagietto раскрыло образ чего-то хрупкого, близкого и глубокого, избегая, однако, излишней сентиментальности. Все было настолько близко к идеалу, насколько можно представить, с учетом того, что продолжительность этого виртуозного произведения занимает десять минут. В Рондо-финале стало ясно, что мы слушали оркестр мирового уровня с дирижером высочайших стандартов это было страстное исполнение, которое имело удивительную целостность. Подготовка к финальной кульминации была потрясающей в своем волнении и драматизме.

Грегор Тасси


« назад