Рецензия. Международный фортепианный фестиваль Ла рок-Д’антерон.
9 августа 2019 года. ЧАЙКОВСКИЙ, РАХМАНИНОВ: А. Малофеев, Н. Гёрнер. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.
Международный фестиваль фортепианной музыки Ла Рок-д’Антерон пригласил нас на прекрасный вечер классической музыки. Два русских композитора, восхитительный молодой пианист из России, еще один пианист из солнечной и знойной Аргентины, а также оркестр из Татарстана во главе с дирижером Александром Сладковским. Все были в предвкушении.
От нашего специального корреспондента ИВА БЕРЖЕ.
Первая часть посвящается двум произведениям Петра Ильича Чайковского (1840-1893), а вторая - двум произведениям Сергея Рахманинова (1873-1943). Два концерта, два симфонических произведения, идеальный баланс роскошного диптиха. Вечер фортепианной музыки открывает необыкновенно одаренный семнадцатилетний юноша Александр Малофеев, лауреат Первой премии Международного юношеского конкурса конкурса им. П. И. Чайковского, который в четырнадцать лет получил признание за свое исключительное выступление. В его исполнении Концерт № 2 Чайковского для фортепиано с оркестром соль мажор ор. 44 звучит под сводами фантастической сцены Ла Рока, сконструированной с использованием 121 белого куба. Этот зал стал одной из самых завидных акустических площадок для фестивалей под открытым небом.
В отличии от знаменитого Концерта № 1 си-бемоль минор с его величественным вступлением к первой части и грандиозными аккордами по всей клавиатуре, с мощной и чувственной мелодической линией темы, малоизвестный Концерт № 2 (Чайковский сочинил 3 концерта) включает три части, как и большинство концертов, сочиненных по форме, установленной в конце периода барокко. Антонио Вивальди (1678-1741) способствовал своими многочисленными концертами становлению трехчастной композиции и тем самым предоставил солисту большую свободу в манере исполнения, виртуозность и техника которого будут развиваться в течение последующих столетий. Каденция, завершающая первые части, существовавшая сначала в виде импровизации, а затем, в ХIX-м веке, фиксируемая в письменной форме, является наследием эпохи смелого барокко. Концерт № 2 состоит из трех частей: Allegro brillante e molto vivace, Andante non troppo, Allegro con fuoco.
Безумный вечер русской фортепианной музыки
Глядя на юного музыканта-виртуоза Александра Малофеева, кажется, что он играет, танцуя своими пальцами на клавишах. Его легкость в технике исполнения сложных частей и мастерство в виртуозных пассажах просто удивительны. Со стороны ощущаешь, что музыкант, склонившийся к фортепиано, становится единым целым со звуком, и вот он уже стремительно выпрямляется и возносится над партитурой. Кроме того, музыкант умело ведет диалог с флейтой, скрипкой или виолончелью, в результате чего самая проникновенная часть сонаты становится необузданно бурной, доходит до исступления в Allegro con fuoco, тема деревенского танца с ослепительными аккордами, пробегающими по всей клавиатуре - самый что ни на есть стиль рапсодии. На бис Александр Малофеев исполнил два произведения, закрепляя успех своего исполнительского мастерства. Одно из них «Исламей», ор. 18 Балакирева, члена «Могучей кучки». Для исполнения этой восточной фантазии пианист постоянно перекрещивает руки в безумной гонке по клавишам. Второе произведение - отрывок из «Времен года», ор. 37а Чайковского («Осенняя песня: Октябрь») - глубокая меланхоличность. Умопомрачительно! Юному виртуозу аккомпанирует Государственный симфонический оркестр Татарстана. Эта республика Российской Федерации может гордиться таким симфоническим оркестром. Дирижер Александр Сладковский, ставший культовым с 2010 года, победитель Международного конкурса имени С. Прокофьева, умеет передать мощь и широту музыки, заставляет отзываться каждый инструмент. За дирижерским пультом он претенциозен и импозантен.
Музыкальная эстафета передается самому оркестру для исполнения Симфонии № 2 Чайковского до минор, ор. 17 «Малороссийская»; симфония в 4-х частях, как и большинство симфоний со времен Моцарта. Дирижер придает каждой части особую рельефность, колорит в соответствии с примечаниями, сделанными самим композитором. Такие разные палитры по длительности и экспрессии позволяют Александру Сладковскому дирижировать, переходя от жесткой, воинственной, интенсивной манеры к более гибким жестам. Дирижер проживает музыку, он общается физически, часто эмоционально, очень театрально. Если Andante начинается с пульсирующего марша, акцентируемого траурными фаготами и медленно и торжественно звучащими струнными, то заканчивается более легким, постепенно удаляющимся праздничным шествием. В «Scherzo», в трехдольном размере торжества и ликования, дирижер слегка подпрыгивает, обозначая партии деревянных духовых инструментов, запускающих фейерверки, которые подхватываются струнными. Allegro vivo - грандиозный гимн. Испанский танец из Лебединого озера Чайковского завершает первую часть, приводя всех в восторг. Публика уже покорена!
В эпоху романтизма в России господствуют два противоположных направления: с одной стороны, национальная культура, с другой – европейская. Пять русских композиторов, объединившись в содружество под названием «Могучая кучка», сочиняли произведения, возвышающие патриотические чувства, отражая самые красочные страницы истории, создавая оригинальные мелодии. Прежде всего, мы назовем Бородина: «Князь Игорь» («Половецкие танцы»), Римский Корсаков: «Золотой петушок», «Великая русская пасха», «Шехеразада» и Модест Мусоргский: «Борис Гудунов» (опера), «Картинки с выставки». Чайковский находится в стороне от этого движения, оставаясь глубоко русским композитором, он в то же время испытывал влияние западной культуры в своих симфониях, концертах, камерной музыке. Его поддерживала аристократия, презиравшая музыку, пропитанную народным искусством, и он «встретил» покровителя, ниспосланного провидением: Надежду фон Мекк. Она будет состоять с ним в необычнейшей переписке; она будет регулярно посылать ему деньги, даже не пытаясь встретиться с ним – бескорыстное восхищение редкой элегантностью. Конечно, она станет той, кому Маэстро посвятит многие свои произведения, ведь он легко и охотно соглашался исполнять художественные причуды самой богатой русской вдовы!
Во второй части выступает аргентинский пианист Нельсон Гёрнер. В его исполнении звучит концерт Сергея Рахманинова № 3, ор. 30 в сопровождении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В 1986 году этот аргентинский пианист стал Лауреатом Первой премии на конкурсе имени Листа в Буэнос-Айресе и тогда же познакомился с великой аргентинской пианисткой Мартой Аргерих, после чего началась его международная карьера. Этим вечером он раскрыл свой талант в этом очень сложном концерте русского Маэстро. Во время гастролей в Соединенных Штатах в 1909 году Рахманинов сочинил и исполнил 3-й фортепианный концерт ре минор: это был триумф! Густав Малер, также находившийся в Соединенных Штатах, c целью познакомить публику со своими произведениями, дирижировал русскому композитору на концерте в 1910 году! Концерт № 1 фа минор получил известность благодаря эфиру передачи «Апострофы» с участием Бернарда Пиво, ставшему знаковым событием. А ведь этот человек вынашивал идею литературных вечеров в течение многих лет, с 1975 по 1990 год! Поэтому Третий концерт требует всегда только исключительного виртуозного исполнения.
В Allegro ma non tanto Гёрнер остается элегантным, утонченным, виртуозным без пафоса; после торнадо Малофеева, аргентинский пианист с фантастической легкостью пробегает по клавиатуре и справляется со всеми ловушками этого довольно требовательного пост-романтического сочинения: аккорды, гаммы, дьявольские арпеджио и удивительная полифоничность голосов. Финальная каденция сложна своей интенсивностью и трудна в исполнении. Вторая часть, «Intermezzo-Adagio» - это меланхоличная истома, диалоги с флейтой, гобоем и валторной. Пианист в полном единении со своим инструментом и оркестром. Зрители приветствуют это выступление стоя. На бис, исполняется Bailecito («Маленький Танец») аргентинского композитора Карлоса Гуаставино (1912-2000), известного в основном своими многочисленными мелодиями («Аргентинские мелодии»). Это была дань стране, в которой родился пианист. Гёрнер слегка касается клавиш, будто поглаживает их. Пианист завершает свой выход на сцену впечатляющими вариациями Адольфа Шульца-Эвлера (польского композитора, умершего в 1905 году) на тему «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса. Блистательно! Полный триумф!
В конце этого великолепного вечера оркестр Татарстана исполняет симфоническую поэму «Утес», ор. 7 Рахманинова, написанное им в молодости, в 1893 году, в самых импрессионистических тонах. Симфоническая фреска, разделенная на несколько картин: печальное и мрачное начало, медленно и торжественно звучащие струнные, затем танец; после спокойного и таинственного дыхания – новый контраст для грандиозного крещендо тутти.
Александр Сладковский щедро делится своей невероятной жизненной силой, хотя держит себя гордо и важно, иногда чувствуется ирония, но тем не менее привлекает к себе внимание своим юношеским задором и энергией. Три выступления на бис (а это случается крайне редко на таких концертах) стали продолжением нескончаемого прекрасного вечера. «Вакханалия», отрывок из «Самсона и Далилы» Камиля Сен-Санса, с шумной суетой, восточным колоритом, декоративным праздничным характером, и «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, русского композитора и пианиста, родившегося в 1946 году. Безумное произведение с резким звучанием, фольклором и увлекающими ритмами, вызвало у публики феерический восторг. Дирижер жестикулирует, поворачивается к толпе, уже вставшей с мест. Ошеломленные зрители, воодушевленный дирижер, подаривший нам всю энергию этого произведения в исполнении его прекрасного оркестра. В этот миг музыканты и зрители стали единым целым. Чрезвычайно волнительный момент. Нам всем захотелось вылететь первым же рейсом в Казань, отважившись на приключение, для того чтобы продолжить этот волшебный вечер и услышать другие музыкальные произведения в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.
Наш специальный корреспондент ИВ БЕРЖЕ. Фотографии: Международный фестиваль фортепианной музыки в Ла Рок д'Антероне в 2019 году.
Перевод статьи.
Источник: http://www.classiquenews.com/compte-rendu-concert-festival-international-de-piano-de-la-roque-dantheron-le-9-aout-2019-tchaikovski-rachmaninov-a-malofeev-n-goerner-orch-nat-du-tatarstan-a-slakovsky/
« назад