Юная Российская пианистка Александра Довгань открыла международный фестиваль «Рахлинские сезоны» в Казани
Каждый раз, когда я слушаю татарстанский оркестр, не перестаю удивляться замечательным юным музыкантам, которые с ним выступают. Но я был совершенно не готов ко встрече с артистичной, великолепной 11-летней Александрой Довгань из Москвы
Она побеждает в фортепианных конкурсах с семи лет и в прошлом году одержала победу в Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition в Москве с этим же концертом вместе с Александром Сладковским и Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова.
Ф. Мендельсон Концерт № 1 для фортепиано с оркестром соль минор, op.25
Г. Малер Симфония № 1 ре мажор
Этим концертом было ознаменовано и открытие фестиваля, посвященного первому главному дирижеру оркестра Натану Рахлину. Рахлин был одним из тех советских дирижеров, кто завоевал известность в 1938 году вместе с Мравинским, Мелик-Пашаевым и Кондрашиным на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров. Открывать чествующий основателя оркестра фестиваль, который будет идти месяц – это престижно, и также показывает огромное уважение, проявленное к пианистке художественным руководителем и главным дирижером оркестра Александром Сладковским. Невозможно было бы открыть такое праздничное мероприятие более удачно, чем по-юношески свежим романтическим концертом Мендельсона.
Появление этой девочки в белом платье было сродни сказочному действу, полностью подходящему такому праздничному событию в заполненном до отказа казанском зале. ГСО РТ под управлением Сладковского впервые исполнил это произведение Мендельсона. Все наши ожидания были оправданы громоподобными аккордами первых тактов и кристально-чистой артикуляцией пианистки, чутко поддерживаемой Сладковским и его музыкантами. В этой по-детски непосредственной, юношески свежей, и в то же время удивительно романтичной музыке она показала поразительную технику и мастерство. Также было очевидно, что юная солистка слушала музыкантов и искала зрительный контакт с исполнителями на деревянных духовых. Следом за низкими струнными в Andante, она подхватила яркую тему и с очарованием привнесла свежих красок в исполнение. Это был прекрасный пассаж почти что божественной игры, сочетающей искренний энтузиазм с завораживающе пьянящим рождением музыки. Александра Довгань передала всю нежность и свежесть этого произведения, а пружинящие темы изумительно подошли ее артистизму; рондо было мастерски исполнено без единого признака волнения, как если бы она играла эту музыку годами. Настоящее удовольствие наблюдать за ее наслаждением от выступления и ее юностью в паузах она оглядывала зал, будто давно привыкла к этому. Она, казалось, получает удовольствие от процесса создания музыки. Следом за взрывом аплодисментов после заключительных тактов одаренная юная пианистка сыграла очаровательный бис – «Маргаритки» Рахманинова.
В этот вечер Сладковский не впервые дирижировал Первой симфонией Малера за все девять лет руководства оркестром, включая запись на «Мелодии» в 2016 году. И здесь прослеживается связь с Рахлиным, который впервые исполнил эту симфонию 50 лет назад с только что созданным оркестром. Поэтому, после хвалебных отзывов на запись «Мелодии», на это исполнение возлагались определенные надежды. Первые такты первой части (Langsam, schleppend) пронизаны чувством зарождения чего-то нового с мягко шелестящими струнными, поддерживаемыми яркими деревянными духовыми на контрасте с медью за сценой – Сладковский создал здесь ощущение таинственного трепета и ожидания зарождающегося рассвета. Жизнерадостный лендлер был очаровательно преподнесен с глубоким, бархатистым звуком струнным, напоминающим богатое звучное соцветие известного Венского оркестра – то качество, что появилось с момента моего последнего пребывания здесь – и просто бесподобной темой у флейты (Венера Порфирьева). Медные также показали почему оркестр признан высокопрофессиональным и так ценится в России. В связующей партии было настроение бурного восторга, отраженное в четкой атаке медных с фантастически захватывающим пассажем в завершении. Во второй части Сладковский добился потрясающего ансамблевого единства от первых скрипок до последних пультов огромной струнной группы, поддерживая его во всем исполнении. Также необходимо отметить волшебную игру флейты, кларнета, гобоя и фагота, которые прозвучали действительно на мировом уровне. В третьей части были весомые и нежные удары литавр, подражавшие соло контрабасов в начале медленного похоронного марша на тему «Братец Якоб», а также быстрое переключение на клезмерскую музыку, в котором медь звучала потрясающе. Первые скрипки провели медленно угасающую тему перед репризой марша и еще великолепнее играли медные. httpswww.ezgame88.com
В финале (Sturmisch bewegt - Energisch) создалось необходимое ощущение ужаса с грандиозным полетом звука благодаря удивительной интенсивности, где каждый нюанс, исполненный музыкантами, заставлял их балансировать на грани возможного, а трактовка Сладковским связующих разделов была потрясающей. Первые скрипки, следующие за необычайно талантливой Алиной Якониной, вывели самый надрывный пассаж, подчеркивающий огромную любовь композитора к жизни. Александр Сладковский мастерски умеет создавать атмосферу он в одно мгновение переходит от бурного восторга к пробирающему до костей ужасу, который в конечном итоге завершается праздником жизни и победой героя над силами зла в потрясающе захватывающем финале.
Это запоминающееся исполнение показывает не только мастерство оркестра на уровне мировых стандартов. Это была чрезвычайно выразительная интерпретация Сладковским музыки композитора, которого он безусловно любит и почитает. В конце переполненный зал громогласно взревел и устроил стоячую овацию. По прекрасной традиции, заведенной у этого оркестра, музыканты аплодировали своим слушателям, как если бы мы все переживали это удивительное музыкальное событие вместе.
Грегор Тасси
Перевод статьи.
Источник httpseenandheard-international.com201904the-young-russian-alexandra-dovgan-opens-kazans-international-rakhlin-music-festival
« назад