Тем временем Ля рок затанцевал

12 августа 2019
Zibeline

Тем временем Ля рок затанцевал

Этим вечером высокий уровень мастерства и виртуозности продемонстрировали два пианиста и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Концерт был организован в парке замка Флоранс (Parc du Chateau de Florans). В состав оркестра, художественным руководителем и главным дирижером которого является Александр Сладковский, вошли 6 валторн, 6 контрабасов, а также целая армада струнных инструментов.



Концерт позволил оценить талант молодого пианиста Александра Малофеева (и вновь увидеть талантливого юного музыканта, уже выступавшего в Ля Рок в 2014 г., когда ему было всего 13 лет), который блестяще и пылко исполнил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Чайковского Соль-мажор №2 (op. 44), посвященный Николаю Рубинштейну. Его выступление помогает осознать в полной мере многозначную ценность слова «играть» (исполнять). Пианист исполнил виртуозные приемы с непринужденной легкостью, музыка для него - само вдохновение, душевный порыв. Его руки буквально «бегают» по клавиатуре, соединяясь с вариациями оркестра таким образом, что кажется, будто между оркестром и пианистом установились настолько тесные связи, какие бывают только в узком кругу семьи. Публика улыбается, завороженная чудесным исполнением молодого дарования. Художественный руководитель оркестра Александр Сладковский поддерживает его взглядом, в котором читается забота. Пока одна рука пианиста занята сверкающими арпеджио, другая будто повторяет развитие музыкальной партии оркестра (Александр Малофеев занимается дирижированием с 9 лет…). На бис оркестр Сладковского представил поразительное исполнение Симфонии №2 до минор (соч. 17) Чайковского, которая также носит название «Малороссийская». Своим названием она обязана украинским народным песням (во времена написания Симфонии часть современной Украины входила в состав Российской Империи и называлась «Малороссией»), мотив которых используется на протяжении всего музыкального произведения, что погружает нас в атмосферу русского фольклора «Исламей» (op.18) Балакирева (как правило, являющимся важной частью программы в связи с чудовищной сложностью партитуры), а также «Октябрь» («Осенняя песнь», из фортепианного цикла «Времена года» (op.37a) Чайковского). Чистая виртуозность «Исламея» сменилась поэтическим изяществом «Осенней песни». Невероятная музыкальная палитра красок!

Вторая часть вечера представила вершины исполнительского мастерства в Концерте для фортепиано с оркестром №3 ре-минор (op. 30) Рахманинова. Нельсон Гернер предложил Государственному симфоническому оркестру Республики Татарстан более сдержанный и тонкий подход. Мощь исполнительского мастерства и проникновенная чувственность оркестра и пианиста сочетаются с невыразимой элегантностью. Партитура, которую некоторые отнесли бы к категории «сложнейших в мире», приобретает в их исполнении простое и естественное дыхание человеческой души. Потрясенные ликующим душевным порывом, мы будто отрываемся от земли. И все вокруг – гармония. Здесь возвышенное приобретает свой истинный смысл… Выдающийся пианист дает возможность слушателям познакомиться с произведением аргентинского композитора Карлоса Гуаставино, «Baeilecito», с ее озорной и фантастической неуловимостью движения, а затем с виртуозной транскрипцией Шульца-Эвлера вальса Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Этим вечером новый год пришел в Ля Рок, опережая свое время!

Отдельно Государственный оркестр Республики Татарстан, впечатляющий своим составом, представил симфоническую фантазию «Утес» (op. 7), монолитное произведение, в котором отчетливо слышится пение птиц… Затем последовал непрерывный ряд исполнений на бис под руководством Маэстро Александра Сладковского, спрятавшего одну руку в карман и управляющего оркестром будто не только палочкой, но и своим плечом. Умножив количество дирижерских жестов в театральном ликовании, он продемонстрировал тонкую самоиронию. Казалось, будто он приготовился исполнять цыганский танец во время исполнения всемирно известного шедевра Чайковского «Лебединое озеро» («Испанский танец»), затем дирижер перевоплотился в героя из оперы «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса. В «Снегурочке» Чайковского взмахи магической палочки творят музыкальное волшебство, а сам Сладковский подобен волшебнику. Наконец, дирижер – вожак варварского войска в энергичном «Стане Тамерлана» А. Чайковского, тогда как музыканты испускают боевой клич под ритм кочевых племен, освобождая от незримых цепей слушателей, которые все до единого в этот момент ощущают себя юными и свободными. Публика находится под властью бурного потока чистой энергии, способного разрушить любые преграды и условности.

И теперь не кажется уже столь важным, что порой пассажи пианиста утопают под фортиссимо оркестра, ведь музыка – искусство, созданное с целью поделиться чувствами и эмоциями, радость, в конце концов, разве не это самое главное!

Мэривонн Коломбани, Август 2019

Перевод статьи.

Источник httpswww.journalzibeline.frcritiquequand-la-roque-danse


« назад