«Белая сирень»

28 июня 2018
Звезда Поволжья

«Белая сирень»

В ГБКЗ им. С. Сайдашева проходит фестиваль «Белая сирень». Художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский продолжает создавать в Казани симфонический центр мирового класса.



Д. Шостакович, Концерт №1 для фортепиано с оркестром (1933). Солист Дмитрий Маслеев. Соло на трубе - Денис Петров. Дирижер Сесар Альварес.

Звук у Маслеева густой и вязкий, по традиции немного «сонный» со стороны, однако с сокрытым сильным лиризмом внутри. Правда, после вступления идет бунтарская, вызывающая часть со своими треволнениями. Гениальность Маслеева - на этих контрастах. Оркестра как будто и вовсе нет - настолько он скрыт, чтобы показать внутреннюю лирику Маслеева. Струнные издают звуки, местами поддерживая и обтекая солиста. Будто никогда не встретиться им. Вообще, вся композиция напоминает танец. Шире - человека в искусстве, творца.

Звук у Альвареса теплый, спокойный. Игривое соло у Маслеева особо выделились. Будто связи периферийного оркестра и центра-солиста нет. Единственная «пуповина» - труба. Этой мыслью и заканчивается первая часть.

Вторая часть еще более витиеватая. Произведение интригует потому, что в этой неразберихе не поймешь, куда движется танцор. Чувствительный к каждой ноте, он пытается проникнуть в путь каждого лирического акцента.

Оркестр изображает небесную медитативную тему, легкую и застывшую в движении. Густые струнные - хаотичные в первой части и разреженные во второй. Ударные практически не представлены, духовых на первых планах нет. По структуре произведение нелогично, больше похоже на то, как музыкант разыгрывается. Все это по действию напоминает человеческую деятельность, путь танцора, с его завитками, задором и усталостью.

Труба - упорядочивающий элемент, наставник, которому перечит фортепиано несвязными аккордами. А позже разыгрывается до техничной демонстрации собственного класса. Желает доказать трубе свою работу. И в синтезе с «наставником» (шире - это образ истории, традиций) у него это получается. Шостакович будто хотел показать, что у истории и на истории учиться надо, однако человек и сам - живая история. Ему необходимо ее еще и творить, а здесь уже опираться следует не на внешние обстоятельства (скудость оркестрового оформления), а на внутренние силы (бунтарское, пассионарное фортепиано). Против истории же (новаторство) можно идти, только опираясь на нее.

Оркестр - на полутонах, фоном, однако сильная работа по обретению гармонии между нот. Концерт №1 антропоцентричен, провозглашает созидательную трудовую деятельность, пусть и хаотичную, манифестом утверждает место человека в мире как деятеля. В этом видимом хаосе и воплощена идея Абсолюта как упорядочивания земной деятельности человека, интуиция, что Бог управляет судьбой. Индивидуальная человеческая история - воплощение Божией идеи. Чем более нелогично земное, тем более оно логично по-Божьи. По религиозной основе это европейское христианское искусство. По идейной основе похоже на христианский социализм, стремление к светлому будущему. Это поиск нового общества через имеющуюся историю искусств и лозунг, что ответы нужно искать именно в сфере искусства.

Д. Шостакович, Концерт №2 для фортепиано с оркестром (1957). Солистка Полина Осетинская. Дирижер Сесар Альварес.

Маршевое вступление. Солистка - нежна с мелодией, струнные - поначалу тихий фон, у Альвареса они больше режущие, однако не насквозь, а как резец скульптора - придают огранку. Соло оркестра - волшебное, хоровое, массовое. Фоном заполняющее все пространство, при этом ровное не выделена определенная группа инструментов по громкости, а все идет сплошной картиной. Сильно повлиял испанский стиль на дирижера отразились эстетика Дона Кихота, обучение Альвареса в Мадриде. На фоне солнечного, триумфального, торжественного оркестра Альвареса солистка, более северная по натуре, - с более выраженным духовным началом.

Интерпретация Альвареса, безусловно, притягивает своей солнечной теплотой. Как бархат. Солистка напоминает море со своими каплями-верхами, расплывчатым и направленным движением.

Периодически оркестр выдает фантастически красивые созвучия у струнных. Интересная в своем переключении с весны на зиму Осетинская в итоге показывает осеннее настроение, и здесь они с оркестром сливаются на точку равновесия. Примечательно Альварес двигает оркестр от лета, по умолчанию, к осени, а солистка - наоборот от весны до зимы, затем уже - в осенние краски. Пронзающим душу листопадом, успокаивающимся, завершается часть.

Следом - переключение на личность. Духовые задают основной колорит, в связи с литаврами и фоном из струнных у ГСО РТ звучание у русского произведения - действительно испанское. Как бы знаменуя, что людям нипочем, что осень. Они все равно склонны к оптимизму и трудовой активности. Учитывая, что Шостакович посвятил концерт 19-летнему сыну, интересный хронометраж юноша взрослеет, а человечество после войны молодеет, меняется в сторону детства (пророческая идея композитора). Земное будущее отдельного человека со временем заканчивается, однако он обеспечивает будущее обществу - манифест Шостаковича за мир и гуманистический прогресс.

Осетинская - пианистка осенняя, в желто-золотистых красках. Оркестр очень колоритный. Подстраивается под совершенно разные этнически окрашенную музыку у Сладковского она немецкая, собранная, упорядоченная; у Альвареса - испанская, торжественная, которую он искусственно сдерживает. Ради того, что происходит за нотами.

Бис Осетинской - сдержанная композиция в стиле детской русского дворянства, то задорное, то игривое. Здесь настроение более летнее.

По религиозной основе похоже на синтез прибалтийского звука с русскими дворянскими традициями. Светское, оно имеет как признание католичества, так и некоторую дистанцию от православия, так и ноты оглядки на протестантизм.

Второй бис - также танец вроде мазурки, оформленный в быстрое произведение для фортепиано дает раскрыться прекрасной технике Осетинской.

Во втором отделении - С. Рахманинов, Симфоническая фантазия «Утес», а также Вступление, Интермеццо и Пляска мужчин из оперы «Алеко». Дирижер Сесар Альварес. Звучит русская музыка у Альвареса, конечно, как если бы испанец говорил с акцентом на русском. Настолько слышны зарубежные ноты в мелодическом ряду струнных. Однако музыка этим и ценна - что образует уникальные созвучия. Местами, конечно, проскальзывают чисто русские сочетания.

Нужно отметить флейту - в этом произведении она оппозиционна оркестру, в восточном стиле, ее отрицает римская арфа. Вообще, восточного в произведении много те же пентатоники, мелизмы. Флейту следом отрицает труба - тоже римский военный легион. Будто Альварес поставил задачу - отразить феномен России, между Западом и Востоком. Полотно получилось интернациональное - охватывает различные эпохальные, культурные пласты.

С. Рахманинов, Симфоническая поэма «Остров мертвых». У Альвареса получается переложение российской музыки на испанскую культуру. Это органично выглядит потому, что религиозные основы одни - ветви христианства, однако это имеет и свои особенности. Размеренность (как в труде, так и в жизни вообще) у него - во всем. Мало драматизма на экстремумах для русского произведения, больше смирение с судьбой и манифест- послание, что не стоит накручивать эмоции (чисто испанский культурный код). Постепенность динамики – еще одна из черт его музыкальных оформлений. Движение у него планомерное, ровное, и этим приковывает российского зрителя - все же российская музыка тоже музыка равнины, единственное, у Альвареса - равнина, имеющая границы и, следовательно, музыка его имеет эмоциональные пределы, чего не сказать о России (обширная территория). Христианство представлено, но мало это, скорее, двоеверие, языческие природные силы плюс христианизированное общество, которое в своей интуиции полагается вообще-то на чутье от предков, на их традиции и обряды. Складывается ощущение, что Испания и Латинская Америка до конца не христианизируются - еще одна визитная карточка этнически окрашенного стиля испанца.

Стиль Альвареса - тихий, мирный, лиричный, но с вниманием к деталям. Особенно удаются у него прогрессии - их он рисует интригующими за счет сдерживания, где должно быть поступательное движение, настолько завораживает выстраиванием полутонов по громкости. Альварес с большим уважением относится к слушателю. Хорошо поставлены струнные и духовые.

Красивые певучие партии соло - на фоне размеренного оркестра звучат выделенно, потому что есть бурный драматизм и нелогичный накал, тогда как у оркестра движение - строго по языческой логике, в основе - человеческая воля. Этим последовательным движением аранжировка Альвареса и притягивает интрига присутствует в том, какой кусок идет следующим, и до какого результата приведет. Интрига Альвареса - внутри. Этим хороша и жива у него российская непредсказуемая, спонтанная музыкальная традиция. Однако, если добавить туда человеческой воли, порядка, с российскими ресурсами - как природы, так и души - можно достичь очень многого - это манифестпослание от Сесара Альвареса.

«Белая сирень» показала, что ГСО РТ - оркестр мирового уровня, слаженный коллектив, умеющий срабатываться с различными стилями и дирижерами на ура.

Руслан АХМЕТОВ.

На снимке Дмитрий Маслеев.


« назад