Александр Сладковский: «Музыка Шостаковича — это история нашей страны»

22 сентября 2016
belcanto.ru

Александр Сладковский: «Музыка Шостаковича — это история нашей страны»

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстануспешно завершил беспрецедентную акцию — меньше чем за месяц были записаны все симфонии Дмитрия Шостаковича.



Александр Сладковский

 

Послание граду и миру.

Александр Сладковский говорит о Шостаковиче с любовью и болью: «Это история нашей страны, она вся в его музыке. С взлетами, падениями, отчаянием, страхом, остылом к другим мирам». Вынести на плечах груз проблем и ответственности во время записи, конечно же, можно было только с таким личным отношением к композитору.

И дело даже не в том, что дирижер играл сочинения Дмитрия Дмитриевича еще в училище, что сам он — плоть от плоти представитель питерской музыкальной школы, где отношение к Шостаковичу особое. Похоже, что Шостакович для него — не мраморная фигура классика, которого любить — просто хороший тон и клясться в преданности к которому требует общественное положение.

Просто Дмитрий Шостакович — это его композитор. Вошедший в кровь, в сознание, дающий возможность мыслить глобальными категориями.

И это личное отношение к композитору стало катализатором смелого проекта — записать с ГСО РТ все симфонии Шостаковича и инструментальные концерты. Можно сказать, что проект «датский» — мир отмечает 110 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича. В истории с татарстанским оркестром это будет и правдой, и не совсем. Дата — это хорошо, кто же против, что ее надо отметить, но это далеко не всё.

Важнее другое: дирижером накоплена некая «критическая масса». Невооруженным глазом видно, что у него возникло непреодолимое желание высказаться, сказать городу и миру нечто важное. А «текст» этого месседжа, который рано или поздно готов послать художник, — это нечто близкое ему, совпадающее по ментальности и гражданской позиции, по художественным стремлениям и нравственным ориентирам. В данном случаен — это музыка Шостаковича.

Итак, на сцене Большого концертного зала республики Татарстан им. С. Сайдашева маэстро Александр Сладковский, государственный симфонический оркестр РТ, солисты — Дмитрий Маслеев, Лукас Генюшас, Александр Бузлов, Павел Милюков, Александр Рамм — лауреаты конкурса Чайковского. Кроме них — солист Большого театра Петр Мигунов и солистка «Стасика» Наталья Мурадымова. И хор — коллектив под управлением Льва Конторовича «Мастера хорового пения».

В партнёры были выбраны лучшие из лучших.

Работа шла без нескольких дней весь август. А август этого года в Казани запомнится надолго. Сухой, даже без небольших дождей, с температурой, которая постоянно держалась выше 32 градусов.

Обычно в концертном зале работают кондиционеры, поддерживающие температурный режим около 23 градусов — он необходим для сохранности органа фирмы «Флентроп». На этот раз кондиционеры были выключены — интершум не должен был мешать записи. А ею занимался звукорежиссер из Мариинского театра Владимир Рябенко.

Но каждый день в зале царил такой творческий азарт, такая легкость от сознания того, что все получается, что удушающая жара не стала помехой. ГСО РТ доказал свою профессиональную состоятельность.

«Это продвижение Татарстана как культурного бренда»

Запись симфоний и инструментальных концертов Шостаковича — совместный проект ГСО РТ и фирмы «Мелодия». Его инициировал генеральный директор «Мелодии» Андрей Кричевский. Но у глобального проекта был предтеча — летом ГСО РТ и Александр Сладковским записали для «Мелодии» три симфонии Малера, еще одного любимого композитора маэстро, которого он тонко чувствует, совпадая с ним по темпераменту.

Запись симфоний Малера — это более чем успешное завершение пятидесятого сезона татарстанского симфонического. После записи Малера логичным продолжением отношений с фирмой «Мелодия» стал проект, посвященный Шостаковичу.

Как интересно иногда закольцовывает судьба!

Все симфонии Шостаковича записывал оркестр, в создании которого великий композитор принял участие, поддерживая его первого главного дирижера Натана Рахлина.

Наверное, это может вызвать удивление — региональный оркестр получает право на такой амбициозный и грандиозный проект. Но, начиная с осени 2010 года, когда коллектив возглавил Александр Сладковский, ставший недавно народным артистом России, говорить про ГСО РТ, что это региональный коллектив, не совсем верно. le viagra mode d'emploi https://www.bleuepil.com/viagra-sans-ordonnance.html viagra maux de tête

Оставаясь территориально оркестром из Татарстана, коллектив Сладковского доказал свою творческую состоятельность и в Москве, и в Санкт-Петербурге. В декабре казанцы выступают в Вене, в зале Музикферайн. С ним работают лучшие солисты — Денис Мацуев, он, кстати, будет солировать в Вене, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Леонидас Кавакос и многие другие. ГСО РТ вошел в российскую музыкальную элиту, и этот факт уже стал очевидностью. Очевидно, у фирмы «Мелодия» не было сомнения при выборе кандидата на такой беспрецедентный проект.

Презентация релиза состоится весной будущего года, естественно, что записи будут расходиться не только в России, но и в мире. «Это не просто очередная работа, этим проектом мы продвигаем наш оркестр, мы продвигаем Татарстан как культурный бренд», — говорит Александр Сладковский. Кстати, в один из дней, когда в концертном зале велась запись, на ней побывал президент Татарстана Рустам Минниханов.

Фото предоставлено пресс-службой ГСО РТ

Татьяна Нарышкина.

Источник: http://belcanto.ru/16092202.html


« назад